Aстра (astidora) wrote in orden_bezdna,
Aстра
astidora
orden_bezdna

Categories:

«Вести из Непала»

Корф Ольга Максимовна
Бакалавр филологических наук
МГУ имени М.В. Ломоносова
по специальности
«Русский язык и литература»

Буддистское начало в рассказе Виктора Пелевина «Вести из Непала»

Виктор Пелевин — писатель и практикующий буддист. Его интерес
к этому учению ярко отразился во всем его творчестве. В понимании Пелевина, буддизм — пантеистическая религия, а значит, все, что нас окружает,
имеет божественную природу. Вместе с тем, все вокруг есть иллюзия. Пелевин
верит в теорию реинкарнации, согласно которой бессмертная сущность человека, жаждущая жизни, постоянно перевоплощается из одного тела в другое
и обречена на вечные мучения. Ответ на вопрос «Как избавиться от этого круговорота сансары?» дает учение о нирване. По Пелевину, нирвана понимается как абсолютная смерть.
Рассмотрим один из ранних рассказов Виктора Пелевина «Вести
из Непала», впервые опубликованный в сборнике «Синий фонарь»
в 1991 году, в котором описывается первый день воздушных мытарств людей,
не осознающих, что они уже умерли. В нем, как и во многих других произведениях Пелевина, присутствует буддистское начало, которое отражается в тексте в символических образах, во вставных текстах, а также в композиции.
Герои рассказа — инженер по рационализации в троллейбусном парке
Любочка, директор парка Шушпанов, начальник техотдела Шувалов, Меннизингер и Пурыгин, Колемасов и Каряев, парковый художник Костя и библиотекарь Елена Павловна — продолжают свою работу в троллейбусном парке
и после смерти. Их обычный рабочий день состоит из множества бессмысленных задач, таких как оформление стенгазеты, из обедов в заводской столовой,
а также из поиска и оформления решений по рационализации производства,
причем все эти рационализаторские предложения не доведены до ума инженерами и совершенно непонятны Любочке.
Единственным источником, из которого герои узнают, что умерли, становится радио «Вести из Непала», передающее советские репортажи о том,
что нужно делать умершим первые сорок дней.
Что обожествляется? Пантеистическая идея, характерная для творчества и миропонимания Пелевина, реализуется в рассказе в небольшом эпизоде, когда директор Шушпанов после разговора с Любочкой крестится
на цветную фотографию троллейбуса. Примечательно то, что номер автобуса
«ЗиУ-9», что наводит на ассоциацию с 9 кругами ада. При этом указывается
и место расположения фотографии — в углу. Можем предположить, что Пелевин не без иронии отсылает к красному углу. Отметим, что красный цвет
в рассказе встречается повсюду: красный фартук мужчины с плакатом, два
красных зубца на шапочке Любочки, крутящийся амулет, напоминающий
красноватое облако, мужчина в красном комбинезоне, изображенный на плакате. Трактовать символику цвета можно двояко: цвет крови как символа
смерти или цвет советского флага. Таким образом, троллейбусный парк предстает перед нами адом, а троллейбус — дьявольской аллегорией, ошибочно
трактуемой Шушпановым как божество.
Числовая символика. Как известно, числа для Пелевина имеют особое,
почти магическое, значение. Исходя из этого, обратим внимание на возраст
умершей Любочки. В начале рассказа сообщается, что ей 28 лет. Для буддистской культуры это число имеет важное значение: в буддистском тексте «Буддхавамса» в 28 главах рассказывается о жизни Будды Гаутамы и 27 будд, предшествовавших его приходу. В ряде стран, в которых живут последователи
школы буддизма Тхеравада, — среди них перечисляют и Непал — проводятся
праздники в честь 28 будд прошлого. Однако в данном случае нет причин воспринимать это как надежду на скорое просветление Любочки. Вероятнее,
это просто игровой прием Пелевина, интересующегося буддизмом.
Зеркало. Также в рассказе дважды встречается образ зеркала. Сначала,
когда Любочка смотрит на отражение, разглядывая свое лицо с морщинками
у глаз. Второй раз — в разговоре двух незнакомых Любочке мужчин в ночных
рубашках, которые рассматривали плакат. Одного из них, низенького мужчину в летах, плакат, изображающий человека с плакатом, натолкнул на фило-
софские рассуждения. Он спросил у молодого человека, что будет, если дополнить изображение щита тем же мужчиной, держащим плакат в руке. Молодой человек ответил, что это получится модель вселенной. Низенький мужчина, явственно осознающий, где он находится, напомнил молодому человеку
о смерти и сообщил, что это скорее получится коридор между двумя зеркалами.
Зеркала в данных эпизодах служат напоминанием, что мир, окружающий нас, есть всего лишь отражение, иллюзия. Это соотносится с буддистской
трактовкой символа, согласно которой все образы и формы являются лишь
простыми отражениями и выдумкой. Кроме того, в буддизме зеркало — одна
из Восьми Драгоценных Вещей — это символ просветленного ума, истины,
сансары. В эпизоде разговора двух мужчин, тот, что старше, оказывается душой более зрелой, чем все остальные в рассказе. Он — единственный, кто понимает, что они на самом деле мертвы. Он как просветленный или приблизившийся к этому состоянию разъясняет молодому человеку, что такое смерть,
рассказывает о множественности миров. Когда Любочка спрашивает, не холодно ли им, низенький мужчина отвечает, что молодому человеку это лишь
снится. Это означает, что последний, уже обнаружил, что умер, и перешел
в следующее состояние, которое ведет к новой жизни. Любочка, которая
назвала мужчин дураками, сейчас переживает состояние, когда ее душа отрицает смерть и ведет привычную для себя в прошлой жизни деятельность.
Смысл вставных текстов (памятка о Катманду и репортаж радио
«Вести из Непала»).В рассказе приводится текст памятки, похожей на описание из туристического буклета. В ней рассказывается о столице Непала —Катманду, в который во II – III веках н.э. проник буддизм, впоследствии активно
распространившийся на территории города в отличие от христианства. Примечательно подробное описание секты «Стремящихся Убедиться» и самих
«Убедившихся», которые познали жизнь такой, какой она и является, и стали
издавать после этого крики. Так и герои рассказа после осознания собственной
смерти стали кричать.
Через некоторое время директор созвал всех сослуживцев на производственное собрание. Шушпанов включил радио, и послышался голос корре-
спондента из Непала. Постепенно с описаний природы корреспондент переключается на православную догматику и сообщает, что завершается первый
день мытарств, сущность которых «бесконечное движение по суживающейся
спирали к точке подлинной смерти». На первый взгляд, это кажется христианской концепцией (например: путешествие душ длится 40 дней, а не 49), однако неслучайно корреспондент находится в Непале, а не в православной
стране. Ведь именно в Непале родился основатель буддизма Сиддхартха
Гаутама, поэтому это особое место для последователей учения. Репортаж
напоминает отрывок из «Тибетской книги мертвых», которую родственники
зачитывают умирающему для осознания и принятия смерти.
Пелевину казались все религии, в том числе и христианство, проекциями на советскую власть. Только буддизм представлялся ему учением
вне этого порочного круга. В данном рассказе изображаются герои, «советские» до мозга костей, обезличенные рабочие, «винтики системы», сознание
которых изуродовано влиянием советской идеологии. Именно избавление
от коллективного бессознательного миропонимания поможет совершить перемещение в недостижимую нирвану.
Выслушав репортаж, люди начинают завывать и кричать, прямо как
«Убедившиеся» из секты, вспоминать о причинах смерти и пытаться «излечиться» от этого. Затем они разбегаются, и кажется, что они осознали, что
мертвы, но день заканчивается, и Любочка снова оказывается, выпрыгивающей из троллейбуса прямо в лужу, и мытарства продолжаются. Отметим, что
в буддизме вода символизирует безудержный поток бытия.
Кольцевая композиция. Кольцевая композиция рассказа лишь подтверждает идею автора о том, что обычный рабочий день в троллейбусном
парке воспринимается как круги ада, через которые проходят души.
Эти изо дня в день повторяющиеся действия героев и есть доказательство обреченности человека бесконечно проходить через муки, по Пелевину.
Стоит отметить, что надежды в скором времени избавиться от этих страданий для героев почти нет. Они боятся признаться сами себе в том,
что мертвы: Любочка снова прыгает в лужу в конце рассказа, который знаменует начало второго дня мытарств, то есть даже после репортажа в ее сознании
не произошло никаких изменений. Человек, не пожелавший осознать,
что мертв, не сможет погрузиться в состояние нирваны, то есть абсолютной
смерти, полного освобождения от мирских страданий. Он обречен вечно возвращаться в троллейбусный парк даже в загробном мире, выполняя все
те же самые действия по кругу.
Жизнь и смерть в понимании Пелевина представляются вечно сменяющими друг друга состояниями, постоянным движением по спирали. Именно
поэтому заканчивается рассказ так же, как и начинается.

Статейка не очень)
не думаю, что буддизм - это пантеизм в каком-либо виде и не считаю, что нирвана - это смерть, также в буддизме не полагают, что перерождается бессмертная сущность.
У Будды было не 27 предшественников - будд, приходящих в наш мир, а 24, о чем и рассказывается в коротком стихе «Буддхавамса».
В Непале превалирует индуизм, а школа тхеравады берёт начало на Шри-Ланке. Со временем традиция Тхеравада распространилась на большей части Юго-Восточной Азии (Камбоджа, Лаос, Мьянма, Таиланд).
Вот уже столько у меня возражений.

А еще до Любочки я не дочитала))
Tags: иное мнение
Subscribe

  • Столбик и декорации

    Пересказываю кратко главу из книги ламы Олега. Как помочь людям? Всё начинается с себя, со столбика под названием "Я". Этот столбик и создает все…

  • У Юзефович

    А. Макаревич о своих встречах с Пелевиным 11:20 Виктор Пелевин — наше всё 12:16 Моё личное знакомство с Пелевиным 56:34 Скоро выходит новый роман…

  • Интеревью с Пелевиным

    - Прокомментируйте подзаголовок "Из Nиоткуда в Nикуда". Вы считаете, что в литературе, в обществе ничего не произошло? – Роман всегда только сам…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 64 comments

  • Столбик и декорации

    Пересказываю кратко главу из книги ламы Олега. Как помочь людям? Всё начинается с себя, со столбика под названием "Я". Этот столбик и создает все…

  • У Юзефович

    А. Макаревич о своих встречах с Пелевиным 11:20 Виктор Пелевин — наше всё 12:16 Моё личное знакомство с Пелевиным 56:34 Скоро выходит новый роман…

  • Интеревью с Пелевиным

    - Прокомментируйте подзаголовок "Из Nиоткуда в Nикуда". Вы считаете, что в литературе, в обществе ничего не произошло? – Роман всегда только сам…