Aстра (astidora) wrote in orden_bezdna,
Aстра
astidora
orden_bezdna

Татхагатагарбха

Сегодня был продуктивный день)
хочу его закончить небольшим эссе питерского буддолога, моего друга Андрея Парибка, необычного человека, поющего оперные партии))

Есть такое понятие в буддизме махаяны. Им обозначается некоторое воззрение и бывает, что его считают одною из трех философских позиций индийского махаянского буддизма, наряду с мадхьямакой и йогачарой. Слово garbha соединяет в себе два ракурса рассмотрения, означая и материнскую утробу, и ее содержимое, то есть эмбрион.

Тибетцы в переводе выбрали один вариант, китайцы - другой. Чтобы русскому человеку такое сочетание ракурсов не показалось слишком странным, приведу две аналогии. В русском языке "угол" - просто угол. Однако заметим, что угол снаружи и угол изнутри суть нечто различное. По-французски мы имеем два слова - coin и angle. Или "товар" можно понимать с точки зрения продавца и покупателя, что и имеет место в английском языке.
Обдумав понятие татхагатагарбхи, я пришел к заключению, что оно не составляет само по себе никакого особого философского воззрения и является неизбежным выводом из общебуддийских философских установок в сочетании с махаянским целеполаганием. В буддизме различается активность как таковая и продуктивная активность, обозначаемая корнем कृ kR "делать-производить", откуда слово "карма". Карма признана причиной сансары, и плоха она как таковая - даже сама по себе хорошая - потому, что все позитивно сделанное и предъявленное можно и испортить, изменить, и растратить. Поэтому на общебуддийском пути избавления от сансары карме нет места. Если предположить, что освобождение от сансары - вроде нечто позитивное - получено как результат благой кармы, то оно со временем пропадет, испортится, истощится, а следовательно, это не освобождение от сансары, а только лишь передышка от ее невзгод. Поэтому путь есть избавление от помех, а не конструктивная деятельность, и поэтому нирвана понимается как окончательное и неотменимое избавление от неприятностей, т.е. апофатически. Но так будет только в случае рассмотрения низшей цели - избавления от сансары. Ведь сама эта цель формулируется отрицательно. В случае же махаяны похоже, что стремятся к достижению и позитивной цели - всепробужденности (самъяксамбодхи). Если это есть создание чего-то небывалого, то имеют силу вышеприведенные возражения: тогда пробуждение можно было бы испортить и отменить. Поэтому мы в махаяне логически вынуждены признать, что становясь благодаря успешной практике бодхисаттвами, а затем и буддами, мы не создаем нечто новое, а лишь избавляемся от акцидентальных препятствий (омрачений), Это и запечатлено в термине тахтагатагарбха. То ли сансарное существо есть зародыш будды, которому предстоит родиться, то ли ли мы сами беременны буддой... а на самом деле и то, и другое разом. Помните высказывание гениального скульптора: "Чтобы получилось изваяние, надо взять глыбу мрамора и удалить всё лишнее". Гениальный художник в самом деле так думает и чувствует, но окружающие, снаружи, не могут не счесть его деятельность творчески производительной. На пути махаяны у бодхисаттв - для наружного наблюдателя - разворачивается творческая продуктивная деятельность (ее санскритское наименование - каритра, тибетское - тринлей). Но для него самого - НЕ ТАК. Он сам для себя лишь проявляет то, что и без него есть,устраняя ненужные покровы и препятствия. ("сотри случайные черты, и ты увидишь: мир прекрасен"). Стать бодхисаттвой или буддой невозможно, можно лишь обнаружить себя сперва как бодхисаттву, а потом как будду. Но это так только для тех, кто САМ этим занимается и ставит перед собою такую задачу. А для тех, кто снаружи, разумеется верно, что кто-то там делается бодхисаттвой и буддой.
(те, кто понимает, понимают из этого поста, что я, Андрей, понимаю праджняпарамиту)

Счастливой всем ночи!!
Tags: буддизм, рокнролл мертв и мына тоже нет
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments