Aстра (astidora) wrote in orden_bezdna,
Aстра
astidora
orden_bezdna

Не бойтесь, Галя, все нормально!

К чему ведет критика? И кому она нужна? Об этом кинообозреватель Антон Долин беседовал с критиком и литературоведом Галиной Юзефович в программе "Культурный вопрос" на радио "Вести ФМ".

Долин: Здравствуйте, у микрофона Антон Долин. И сегодня мы будем говорить о моей, а точнее говоря, нашей, учитывая мою гостью, профессии - о критике. О критике, надеюсь, не только литературной и киношной, но вообще о критике сегодня, что она значит, к чему она ведет, и кому она в принципе нужна. Повод для того, чтобы эту тему поднять, это выход новой замечательной книжки, она называется (сложное длинное название увлекательное), называется "Удивительные приключения рыбы-лоцмана. 150000 слов о литературе". Эта книжка, посвященная литературной критике и собравшая литературные рецензии одного, наверное, из самых сейчас известных и активных литературных критиков - Галины Юзефович, которая также постоянный гость нашей студии. И Галя у нас сегодня в гостях. Привет.
Юзефович: Привет.
Долин: Ну и давай начнем сначала с книжки, а потом перейдем к каким-то общим вопросам. Откуда взялась мысль такую книгу составить? И не боялась ли ты, что рецензия как служебный жанр, которая существует для вот непосредственного информирования населения о том, что почитать, что купить на прилавке, что это все выживет, соберется вместе под одной обложкой и будет читаться подряд как некий единый текст, пусть и составленный из маленьких текстов?
Юзефович: Ну, конечно же, я этого очень боялась, я боюсь этого до сих пор. Но мне очень повезло, потому что у меня абсолютно бесстрашный редактор, которая, собственно говоря, и предложила это сделать, Елена Даниловна Шубина - известнейший, уважаемый, главный, наверное, в нашей стране специалист по современной русской литературе. И Елена Даниловна сказала, что не бойтесь, Галя, все нормально. После чего я, как-то осененная ее благословением, пошла и начала собирать свои тексты. Ну, понятное дело, что в этот момент я примерно раз 15 хотела застрелиться, но в результате...
Долин: Подожди, уточни: от чего хотела застрелиться? Ты перечитывала себя и думала: какой ужас!
Юзефович: Да.
Долин: Или перечитывала и думала, как это с этим...
Юзефович: Да, я думала и то, и другое, и еще много разного всего. Например, я думала... Собрав, скажем, все свои рецензии на Пелевина, я обнаружила, что на протяжении последних 15 лет (ну за 15 лет я все тексты собирать не стала, за последние там 8 лет) каждый год Виктор Олегович выпускает роман, и каждый год я пишу: "Ну да, конечно, Пелевин уже не тот, не тот уже Пелевин, не тот..." Долин: А я каждый год пишу о критиках, которые все время повторяют эту мантру, это не ты одна про Пелевина.
Юзефович: Конечно.
Долин: И выглядят комичнее, чем Пелевин, который выпускает явно коммерческие романы из года в год, хотя бы зарабатывает с этого.
Юзефович: Да, безусловно. Но когда собираешь эти тексты все вместе, они выглядят ужасно смешно. И понятно, что для того, чтобы они не выглядели так комично, к ним нужно предпослать какую-то рамку. А когда начинаешь в эту рамку тексты упихивать, они начинают сопротивляться и вылезать наружу. И внезапно оказывается, что тексты надо переписывать, надо выкидывать какие-то тексты, которые мне самой нравятся, потому что, например, они написаны про что-то такое, что казалось важны пять лет назад и с тех вообще сдулось и исчезло из поля зрения.
Долин: Ну я об этом и говорю, это же все-таки журналистика - эффект моментальности, он же исчезает.
Юзефович: Да, эффект моментальности исчезает, зато, как выяснилось, остается некоторая практическая применимость. Потому что, когда эта книжка в результате собралась, я поняла, что это за книжка. И, собственно говоря, окончательно я это поняла, когда я увидела ее на бумаге, в смысле подержала уже в руках. Это книжка, которую ни в коем случае не надо читать от начала до конца, это такой честный гид, это путеводитель. Ни один нормальный не будет читать путеводитель по Брюсселю, если он в этот Брюссель не собирается. Соответственно мою книжку не имеет смысла читать человеку, который не планирует что-нибудь почитать, скажем, в отпуске или на каникулах. А вот зато, если человек что-то такое замыслил и ему нужен какой-то совет, он может открывать мою книгу в произвольном месте, читать один текст и думать: "Да, наверное, книжка интересная, но мне скорее всего не понравится". А потом открывать в другом месте и думать: "О, вот это ровно то, чего мне не хватало". То есть в этой книжке много текстов про разные книжки, которые, может быть, помогут читателю сформировать какую-то собственную программу чтения на какой-то период.

полная аудиоверсия

http://radiovesti.ru/audio/272/135.mp3

http://radiovesti.ru/audio/272/136.mp3
Tags: рокнролл мертв и мына тоже нет
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments