Aстра (astidora) wrote in orden_bezdna,
Aстра
astidora
orden_bezdna

Category:

Пелевин & Гибсон

Вчера было высказано мнение что Пелевин - писатель - визионер, а У. Гибсон - писатель концепта.
Мнение спорное и субъективное.
Но интересное.

Вот как понимают другие читатели и критики:

Виктор Пелевин «iPhuck10»
Книга о девайсе стоит на первом месте в рейтинге книг для чтения c девайсов — логика налицо. Роман Пелевина является написанной в жанре остросюжетной прозы энциклопедией современного искусства и литературы, технологий и взаимоотношений между полами.
Что еще почитать на ту же тему:
Уильям Гибсон «Периферийные устройства»
Примерно о том же, только за 3 года до Пелевина.


Отойдем немного от темы?
Вспомним, кто придумал Матрицу?
Главная идея картины (1999) о том, что, возможно, вся наша реальность - фальшивка, за которой есть реальность другая, настоящая, была для Голливуда как минимум свежей. Хотя и не новаторской - в том же году вышли "Тринадцатый этаж" Йозефа Руснака и "Экзистенция" Дэвида Кроненберга.

Фильм "Матрица" хвалил и В. Пелевин в одном из своих интервью.

— А как вы относитесь к тому, что эти темы — соотношения реальности и видимости, виртуальности — и без вас активно эксплуатируются массовой культурой: например, именно фильм «Матрица» дал главный образ для книги философа Славоя Жижека «Добро пожаловать в пустыню реальности»?

В. П.— Реальность — это любая галлюцинация, в которую вы верите на сто процентов. А видимость — это любая реальность, в которой вы опознали галлюцинацию. Эти темы — центральные в жизни, поэтому естественно, что они вызывают интерес у любого человека, который в состоянии хоть чуть-чуть поднять голову над корытом. Таких людей практически нет в элите, но много в массах, поэтому эти сюжеты проникают в массовую культуру. «Матрица» — это, безусловно, самое лучшее и точное, что появилось в массовой культуре за последнее десятилетие. Но сам жанр накладывает ограничения. Сначала вам вроде бы сообщают, что тело — просто восприятие, что, безусловно, большой метафизический шаг вперед. Но затем сразу же выясняется, что настоящее тело у вас все-таки есть, просто оно хранится в амбаре за городом, и у вас в затылке есть разъем типа «папа-мама», по которому все закачивается в ваш мозг. Дело здесь не в метафизической ограниченности постановщиков. Если убрать амбар с настоящим телом, будет довольно трудно показать, как трахается Киану Ривз, что, конечно, скажется на сборах. Поэтому метафизике приходится потесниться.


Хайнлайн был одним из первых, если не самым первым писателем, кто распознал во Вселенной театральную декорацию и рискнул проткнуть ее поверхность. Так появилась повесть "Неприятная профессия Джонатана Хога" (1942). Одинокий мужчина Джонатан Хог тихо живет в своей квартире, каждое утро идет на работу, вечером возвращается, иногда ходит в гости, но в один прекрасный день обнаруживает, что понятия не имеет, где конкретно работает и чем занимается. Такое положение дел ему, конечно, не нравится, поэтому он обращается к частным детективам, супружеской паре Эдварду и Синтии Рэндалл. Детективы начинают расследование и раскрывают пугающий секрет о природе того мира, в котором мы живем.
А главное, делает выврд Хайнлайн - любовь, которая реальнее любой из бесконечного количества возможных параллельных или пересекающихся вселенных. И именно эта идея также нашла воплощение в "Матрице", правда, несколько неоднозначное. Задумайтесь: полюбила ли Тринити Нео потому что он Избранный, или, наоборот, он стал Избранным, когда Тринити призналась в своей любви?

"Нейромант" У. Гибсона (1984)
Написанный местами нарочито грубым языком, изобилующим ненормативной лексикой и неочевидными метафорами, множеством выдуманных жаргонизмов и терминов, которые никак не объясняются и не расшифровываются, роман обволакивает читателя мрачной и потрясающе детализованной атмосферой. Вселенная Гибсона состоит из могущественных организаций, компьютерных террористов, киберпреступников, искусственных интеллектов, творящих свои виртуальные миры, и человечества, обреченного гнить в декадентстве и обвешивать себя гаджетами.
Возможно, что главные герои Кейс и Молли послужили прототипами Нео и Тринити.
Кейс - один из лучших хакеров на планете, молодой человек, сидящий на наркотиках и жизни своей не представляющий без киберпространства. Умен, хитер, остроумен, склонен к рефлексии и саморазрушению. Характер скверный. Не женат. Персонаж, в отличие от Нео, сложный и объемный.
Молли, в разных местах кибернетически улучшенная девушка, телохранитель, совершенная машина для убийства. Знает кунг-фу и любит Кейса. Также гораздо интереснее Тринити.
Нейромант - искусственный интеллект, способный принимать человеческий облик, создавать реальности и помещать в них человеческие сознания, свободная колония растафариан под названием "Сион" и, собственно, сам термин "матрица".
Откуда и перехал в фильм уже как имя собственное - Матрица.
Киберпа́нк (англ. cyberpunk) — жанр научной фантастики, отражающий упадок человеческой культуры на фоне технологического прогресса в компьютерную эпоху.
Виртуальные миры часто выступают под разными именами, такими как «киберпространство», «Сеть» или «Матрица».


Зелёный цифровой дождь, первоначально появившийся в Ghost in the Shell, а затем заимствованный и используемый в фильме Матрица.

И вот последний роман Пелевина "Непобедимое солнце" (2020).

Tags: Искусственный интеллект, астринг, кино, книги, литература, матрица
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments