Aстра (astidora) wrote in orden_bezdna,
Aстра
astidora
orden_bezdna

Дельфин о Пелевине и Лампе Мафусаила

«Я не хочу навязывать свое мнение слушателям»

Музыкант Дельфин о свободе интерпретаций и о том, как сложно быть критиком.

С Андреем Лысиковым, известным как Дельфин, разговаривать сложно: мы привыкли к четко выстроенным образам в его поэтических текстах, а в реальной жизни Андрей отдает предпочтение расплывчатым формулировкам, и конкретики от него добиться трудно. Даже о своих треках Дельфин рассуждает неохотно: «Пусть каждый решит для себя сам» — таков его подход к творчеству. Недавно у Дельфина вышел девятый альбом «Она», стартовавший с первой строчки альбомных чартов iTunes. «Лента.ру» связалась с музыкантом, чтобы узнать, чем сегодня дышит Дельфин и что его увлекает.

29 октября состоится ваш концерт в «Известия Холл». Собираетесь представить там новый альбом или сыграете что-то еще?
Дельфин: Это будет большой электрический концерт с визуальным и световым шоу. Программа будет состоять из многочисленных треков совершенно из разных времен и пластинок. Будут новые аранжировки как новых, так и старых песен.

Будут ли участвовать приглашенные артисты?
Да, это возможно.
Какие?
Абсолютно разные и неожиданные.
А что вы сами слушаете?
Я слушаю разную музыку. Единственное условие — мое удивление от услышанного. И таких случаев очень много, имена я назвать не могу, потому что я их не запоминаю, нужно смотреть, что у меня там в плеере. Из последнего меня порадовало переиздание записей Гленна Гульда, это отличный подарок для меломана.

А из книг и фильмов?
Мне понравилось кино «Человек — швейцарский нож» из недавно просмотренных. Из книг… Понравилась последняя книжка Виктора Пелевина, не помню точно название, про волшебную лампу Мафусаила, по-моему, и последнюю битву чекистов, что-то такое («Лампа Мафусаила, или Крайняя битва чекистов с масонами» — прим. «Ленты.ру»).

Вы сами в прошлом году выпустили поэтический сборник. Помог ли этот опыт лучше понять произведения других авторов?
Мне сложно об этом говорить, потому что я нахожусь внутри процесса. Существует такое понятие — критик: музыкальный, театральный, литературный — неважно. И я раньше очень скептически относился к таким людям, но со временем понял, что для того, чтобы быть подобного рода человеком — критиком, нужно иметь своего рода талант и действительно хорошо разбираться в том, что происходит. Пожалуй, даже лучше, чем в этом разбираются сами люди, производящие тот или иной продукт. А я, поскольку нахожусь внутри процесса, всегда смотрю на это со своей колокольни, и очень часто мое мнение расходится с общепринятым.

Есть видео, где публичные личности, известные актеры — например, Михаил Ефремов — читают ваши стихи. Вы в каких отношениях с этими людьми?
Я практически никого из них не знаю лично. Связи мы не поддерживаем.
Почему так?
Чтобы вообще принципиально поддерживать связи с людьми, нужно что-то хотеть от них получить — не в плохом смысле, а в хорошем: чему-то от них научиться и быть им самим приятным. Таких процессов не происходит — значит, они не нужны. Я не ищу специально для себя учителей, но они встречаются всегда на моем пути.
Кто они?
Таких людей было много в разные периоды. И под словом «учитель» я не подразумеваю человека, который мне рассказал что-то такое, чего я не знаю. Я имею в виду человека, на которого мне нравится смотреть, слушать его, мне нравится ощущать его отношение к жизни. И, делая выводы из отношений с ним, что-то брать для себя.
Например?
Имя вам ни о чем не скажет. Это просто мой друг, он далек от шоу-бизнеса и вообще от любого вида искусства, занимается другими делами. Скажем так, работает в сфере автомобилестроения.

Насчет вашей последней пластинки: «Она» — это образ из предыдущих альбомов?
Может, вы сами ответите на этот вопрос? Я не могу это объяснить.
Я могу только сказать, что чувствую здесь обреченность, как будто у лирического героя ничего не менялось за долгое время, и он от этого устал.
Я не хочу навязывать свое мнение слушателям, в этом вся суть происходящего. Если бы режиссер выходил и рассказывал, про что он снял кино, — наверное, это было бы странновато. Хотя такие люди есть. И всегда, когда я это вижу, сразу понимаю: фильм лучше не смотреть. Произведение, если оно создано от души, становится самостоятельным и имеет право жить само по себе, а интерпретироваться исключительно теми людьми, которые его смотрят, ощущают, читают или слушают. Если оно нуждается в объяснении — значит, это или какой-то недоделанный продукт, или человек, который его создал, сам себе пытается что-то объяснить, то бишь в реальном времени доделывает все, что не успел.

В современных произведениях так происходит? Часто читаете новых авторов, ходите в кино?
Нечасто. В кино я не люблю ходить, люблю смотреть дома. А чтение в последнее время заменил процессом прослушивания, и мне этого достаточно.

Заменили литературу на музыку?
Нет, я не об этом. Я слушаю книги, а не читаю их.

А голос артиста разве не влияет на ваше восприятие?
Влияет, и это тоже интересное ощущение. Я даже провожу эксперименты: слушаю одни и те же книги в исполнении разных людей, и много нюансов для себя открываю. Из последнего слушал, опять же, Пелевина, до этого Ремарка что-то слушал... Да, еще пробовал слушать «Войну и мир», разные отрывки, вспоминая это произведение.

Вы часто упоминаете Пелевина, что вас связывает с ним?
Абсолютно ничего, кроме того, что мне просто нравится этот автор. Его точность и колкость по отношению к происходящему, прошлому и к возможному будущему, нравится его отношение к миру, какая-то жизненная философия. Мне близки его искрометные выводы по поводу той жизненной ситуации, в которой мы находимся, приблизительные догадки по поводу того, кто мы вообще такие есть и что с этим делать. И как вообще дальше быть.

Как бы вы описали эту жизненную ситуацию?
А как бы вы ее описали?

«Жизненная ситуация, в которой мы находимся». Вот только кто эти «мы»?
Я не могу вам ответить на такие вопросы. У меня нет по этому поводу никаких соображений.

Как вы вообще относитесь к ситуации в мире и в России?
Я почти ничего о ней не знаю.

Но происходящее не может на вас не влиять.
Возможно, влияет, но это влияние я сильно не ощущаю.

На вашем предыдущем альбоме «Андрей» была одна песня, посвященная войне. То есть вас это как-то все же затронуло?
Ну, видимо да.

Что вас волнует больше всего?
Да все что угодно. Но в первую очередь меня волную я сам.

Беседовала Алена Кожевникова

https://lenta.ru/articles/2016/10/26/dolphin/
Tags: Дельфин, Лампа Мафусаила, интервью
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments