Aстра (astidora) wrote in orden_bezdna,
Aстра
astidora
orden_bezdna

Categories:

Тренды уходящего года

ИПОХОНДРИЯ И ТРЕВОЖНОСТЬ
Заболевая, люди не верят, что это коронавирус, и одновременно подозревают его в каждом чихе. Они избегают госпитализации и в то же время боятся, что им не хватит аппарата ИВЛ. Поскольку вокруг наперебой то допускают, то опровергают эффективность тех или иных способов лечения, люди не знают, кому верить, и перестают верить даже врачам. А потому ищут альтернативные способы себя обезопасить. Но пока одни занимались спортом онлайн, другие начали злоупотреблять витаминами, антибиотиками и опасными обеззараживающими составами.
В эпоху COVID-19 многие зациклились на своём здоровье. В начале 2020 года число скачиваний приложения для фитнеса и трекинга здоровья увеличилось более чем на 40% по всему миру. А спрос на пульсоксиметры (приборы для измерения уровня кислорода в крови) в России вырос в 2,5 раза.
В то же время многие больницы перепрофилированы под коронавирус, врачи брошены в «красные зоны» — всё это ограничило возможность получить плановую медпомощь. Добавьте к этому страх лишний раз выйти на улицу, и очевидны причины стремительного развития телемедицины. В частности, онлайн-психотерапии. COVID-19 стал угрозой не только физическому здоровью, он также вызвал повышенную тревожность, обострение ментальных расстройств и зависимостей. Выходом стали дистанционные консультации со специалистами. Телемедицина имеет свои ограничения, однако со временем может стать неотъемлемой частью нашей жизни.

Что говорят практики
Ольга Гнатюк - психоаналитический терапевт Клинического центра психического развития и психоаналитического исследования детей, подростков и взрослых при Московском институте психоанализа:
Как и раньше, у меня заполнено всё время, отведённое для работы с пациентами. Но, по отзывам коллег и знакомых медиков, количество людей, нуждающихся в психотерапевтической помощи, в связи с пандемией резко возросло и продолжает расти. Проблематика обращений не сильно отличается от предыдущих лет: люди предъявляют запросы на построение отношений, решение проблем в профессиональной или личной сфере, поиска себя, разрешения внутренних конфликтов и т.п. В то же время возросла общая разлитая тревожность (то есть не связанная с конкретным объектом — прим. ТАСС), страх и напряжённость от неопределённости, раздражение и недовольство, связанные с ограничениями. Если спрашивать напрямую, люди отрицают, что слишком беспокоятся по поводу заражения, но при более глубоком анализе становится очевидно, что за непонятной нервозностью, усугублением симптомов и проблемами часто стоит общая напряжённость, порождаемая ситуацией пандемии.

УДАЛЕННАЯ РАБОТА
Совещания в пижаме и работа на кухне в один момент стали нормой. Одним сотрудникам дистанционная работа позволила более комфортно распределять нагрузку и выделять больше времени на семью и досуг. А для других — обернулась выгоранием в результате размытых границ рабочего дня и стрессом из-за постоянных видеозвонков. Также работникам не хватает неформального общения с коллегами, которое пока сложно заменить виртуальными встречами. Приемлемость удалёнки зависит от индивидуальных жилищных условий и семейных обстоятельств, однако большинство всё же хотят после окончания пандемии иметь возможность совмещать дистанционную работу с офисной.
Пока сотрудники экономят время и деньги на дорогу, работодатели снижают административные расходы. В результате некоторые компании готовы пересмотреть условия труда. Перевести желающих на постоянную или частичную удалёнку планируют многие крупные компании, например Microsoft и Facebook. В России примеру западных коллег могут последовать «Билайн» и «Сбер».
Но трудиться дистанционно способны не больше 40% всех занятых, считают эксперты. Так, работники здравоохранения, промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг и др. гораздо реже могут позволить себе удалёнку, чем офисные сотрудники. Соответственно, они больше рискуют заразиться, а некоторые и потерять работу. Пандемия дополнительно подчеркнула социальный разрыв между «белыми воротничками» и всеми остальными.

НОВЫЕ САНИТАРНЫЕ НОРМЫ
Одни моют руки по 15 раз в день, другие демонстративно не носят маски. Одни перевели всё общение в онлайн, другие бесстрашно посещают шумные вечеринки. С началом второй волны почти 40% россиян считали, что коронавирус не опаснее гриппа. Всего около 60% носили маски и 32% постоянно использовали антисептик и мыли руки. До сих пор находятся те, кто называет коронавирус мифом. К счастью, ковид-диссиденты в меньшинстве.
В основном люди адаптировались к новым нормам поведения: отказ от рукопожатий и объятий больше не оскорбление, с незнакомцами лучше держать дистанцию, а хорошая доставка — бесконтактная доставка. Большинство предпочитают избегать толп, а с общественного транспорта многие пересаживаются на велосипеды и электросамокаты. В отсутствие угрозы тренд на микромобильность, скорее всего, сохранится. Впрочем, как и страх перед скоплением людей.
Что касается масок, то сегодня бренды наперебой предлагают модные варианты этого аксессуара, а компании — технологичные концепты. Например, LG разработала многоразовый портативный очиститель воздуха, который можно носить на лице. Но после окончания пандемии маски вряд ли войдут в нашу жизнь на постоянной основе. Другое дело — культура надевать маску, чтобы не заражать окружающих. После эпохи COVID-19 приходить на работу с насморком наконец станет неприлично. А от больших компаний стоит ждать демонстративного внимания к чистоте ради самопиара.

lifelong learning
Непрерывное образование (или же lifelong learning) вырвалось в тренды ещё до наступления пандемии. Однако вынужденная самоизоляция выступила мощным катализатором этого процесса. Эти изменения отразились и на экономике. По данным группы Qiwi, в России за первую половину года оборот сферы онлайн-образования увеличился почти в пять раз. Самыми популярными категориями среди взрослых россиян стали изучение языков, тренинги по продажам, созданию бизнеса и личностному росту, а для детей — иностранные языки и курсы подготовки к ЕГЭ и ОГЭ. Уже сейчас можно сказать, что спрос на дистанционное обучение в будущем будет только расти. За первые три квартала 2020 года глобальный сектор онлайн-образования привлёк инвестиций на рекордные $8,3 млрд.
Вместе с тем резкий переход в онлайн стал гигантской проблемой для многих направлений очного формата обучения. По данным ООН, пандемия привела к закрытию школ и университетов в 191 стране, затронув свыше 1,5 млрд учащихся по всему миру. Школьники и студенты были вынуждены в экстренном порядке переходить на уроки и лекции в дистанционном виде или вовсе заниматься самообучением. Глава ООН Антониу Гутерриш уже заявил, что вызванный пандемией коллапс в классическом образовании может привести к «поколенческой катастрофе» и ещё большему социальному неравенству, в особенности в развивающихся странах.

ФЕЙК-НЬЮЗ И МАНИПУЛЯЦИИ
«Коронавирус распространяют через вышки 5G. И через заражённые бананы! Но это не точно». В обычное время конспирология кажется уделом городских сумасшедших, но в эпоху коронавируса фейки стали массовым явлением. Согласно исследованию РАНХиГС, самыми популярными оказались слухи о том, что COVID-19 вообще нет или он не опасен, а власти врут, псевдомедицинские советы и народные рецепты по защите от вируса, а также домыслы о его происхождении (например, что COVID-19 создал Билл Гейтс).
Пока люди готовы принимать на веру любые теории, лишь бы избавиться от неопределённости, правительства стран используют атмосферу постправды для информационных войн: Иран обвинял в создании и распространении вируса США, США обвиняли Китай, а Китай — снова США. Также наживаться на страхе людей пытались недобросовестные компании — они рекламировали непроверенные средства против COVID-19. Опасения теперь вызывают и новые технологические возможности для дезинформации. Например, в Бельгии опубликовали deepfake-видео (поддельный ролик), на котором премьер-министр страны называет вспышку COVID-19 следствием экологического кризиса.
Всемирная организация здравоохранения ещё в начале 2020 года прозвала волну дезинформации о коронавирусе инфодемией. В связи с этим IT-компании начали борьбу с фейками. Facebook, Twitter, YouTube и другие американские платформы теперь удаляют или маркируют недостоверную информацию — будь то пост обычного пользователя или президента Соединённых Штатов. Google в поисковой выдаче выделяет официальные данные ВОЗ. В России борьбой с фейками занимается сервис «Яндекс.Дзен». Проверять факты ему помогают несколько российских СМИ, включая информагентство ТАСС.

ОФЛАЙН-ОБЩЕНИЕ
Шопинг? А может, лучше шопстриминг? Коронавирус на несколько месяцев перенёс человечество в мир фантастического будущего, где люди больше не встречаются живьём. Рай для интроверта — испытание для всех остальных. Теперь любые активности имеют приставку «онлайн»: онлайн-конференция, онлайн-тренировка, даже онлайн-концерт...
И за общением люди тоже поспешили в интернет. На волне пандемии пользователи соцсетей в разы чаще стали запускать прямые эфиры, появились новые и взлетели уже существующие сервисы для виртуального поиска друзей и единомышленников, которые сами подбирают вам собеседника (например, Random Coffee), а также приложения для дейтинга (такие как Tinder). Ощущения на онлайн-свидании, конечно, не те, зато неудачную встречу можно прервать в любой момент.
Согласно исследованию британского медиарегулятора Ofcom, экранное время пользователей увеличилось почти на треть по сравнению с 2019 годом. Помимо сидения в соцсетях люди стали массово подписываться на стриминговые сервисы, вроде Netflix и Disney+. Пользователи буквально подсели на потоковое вещание — кино, игр, музыки и даже презентации товаров. Тренд на шопстриминг (своего рода интерактивный «магазин на диване») пришёл из Азии и завоевал сердца западных потребителей, лишённых удовольствия ходить по магазинам.
Видеосвязь и интернет-трансляции, конечно, не могут заменить реальное общение, но этот опыт сделал нашу жизнь онлайн гораздо насыщеннее.

«БЫСТРАЯ МОДА» И МАСС-МАРКЕТ
Бренды вынуждают нас покупать всё больше и больше вещей, чтобы угнаться за модой. Но зачем нужна новая одежда, если не выходишь из дома?
Кризис так называемой быстрой моды назрел ещё до пандемии. Экологическая повестка начинает интересовать всё больше людей, и компании, в том числе масс-маркеты, вынуждены пересматривать процессы производства, использовать больше экологичных материалов и вставать в цепочку переработки — чтобы хоть как-то компенсировать более чем 90 млн т отходов, ежегодно создаваемых отраслью.
Коронавирус лишь ускорил процесс перехода к «устойчивой моде». Доходы потребителей снизились, как и необходимость в новой одежде. В связи с этим представители индустрии предвидят, что после месяцев сидения дома на первом месте для покупателей будет комфорт, а одноразовым вещам они предпочтут долговечный гардероб, состоящий из практичной и качественной одежды. Так, например, уже в марте 2020 года почти до 30% выросло число покупателей европейского онлайн-ретейла Zalando, которые выбирают «устойчивую моду». Кроме того, вещи могут стать более технологичными, в частности, вырастет спрос на антимикробные инновации, такие как X-STATIC (волокна серебра в ткани устраняют запахи, предотвращают распространение инфекции и регулируют температуру тела).
Но что хорошо для планеты, не всегда хорошо для бизнеса: по прогнозу компании Boston Consulting Group (BCG), фэшн-индустрия может потерять треть выручки в 2020 году (порядка $640 млрд). В особенности пострадают страны, экономически зависимые от текстильной промышленности, такие как Бангладеш, Камбоджа и Мьянма, вынужденные увольнять рабочих и закрывать швейные производства на фоне кризиса.

ЭКОЛОГИЯ И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ
Режим самоизоляции и закрытые границы подвергли весь мир своеобразному экодетоксу. Люди стали реже пользоваться городским транспортом, сократились авиа- и ж/д перевозки, снизился объём промышленности, остановились строительные работы. Как следствие, упал уровень шума, в черте города стали чаще замечать диких животных, и, согласно публикации научного журнала Nature Communications, общемировой уровень выбросов парниковых газов за первую половину 2020 года сократился примерно на 8,8%. Причём самое заметное снижение связано с сектором наземного транспорта (объём выбросов уменьшился на 40%).
Многие страны использовали локдаун как дополнительный стимул перехода к устойчивому развитию (экологической концепции удовлетворения потребностей без ущерба для будущих поколений). В первой половине 2020 года впервые в истории доля возобновляемой электроэнергии в странах Евросоюза превысила долю ископаемого топлива, рассказал аналитический центр Ember.Специалисты прогнозируют, что стоит населению вернуться к доковидному образу жизни, как угроза окружающей среде вернётся на прежний уровень. И нам ещё только предстоит узнать, какой вред экологии нанесут тонны выброшенных одноразовых масок, перчаток и тюбиков из-под санитайзеров.

«СЕРЕБРЯНАЯ» ЭКОНОМИКА
Тренд на старение населения существует давно, и он перестал быть прерогативой только богатых стран. Согласно докладу ООН, к 2050 году каждый шестой человек в мире будет старше 65 лет (это 16% населения), причём 80% пожилых людей будут жить в странах с низким и средним уровнем доходов, отмечают в ВОЗ. Всё это заставляет государство и бизнес обратить внимание на потребности старшего поколения, которые имеют всё более заметный вес в мировой экономике. К 2025 году ожидается, что на людей старше 60 лет будет приходиться более 30% совокупных расходов, говорится в докладе Visa.
Турфирмы создают для пожилых особые условия путешествий, бренды приглашают возрастных моделей для рекламы своей продукции, появляется больше страховых предложений, запускаются социальные программы. Также старшему поколению помогают осваивать новые профессии, учат их обращаться с современными гаджетами.
Однако в эпоху коронавируса поколение беби-бумеров (рождённые в 1940–1960-х годах) стало одной из наиболее уязвимых групп. Из-за риска заболеть пожилые оказались заперты в собственных домах. Они были вынуждены ограничить общение с родными. Многие активные и работоспособные потеряли источник дохода — согласно исследованию Федерального бюро статистики труда США, почти три четверти работающих американцев в возрасте от 65 лет не могут перейти на удалёнку.

НОВАЯ ЭЗОТЕРИКА
Экстрасенсы и астрологи богатеют, шаманы проводят очищающие обряды, секты вербуют новых сторонников — всё это последствия коронавируса и спровоцированного им всплеска магического мышления во всём мире.
Пандемия вызывала у людей чувство неопределённости, страх за своё будущее и за здоровье близких. Многие укрепились в вере (24% — если верить опросу Pew Research Center среди американцев). Кто-то занялся йогой и медитацией. А другие обратились ко всевозможным эзотерическим практикам. Так, некоторые представители отрасли магических услуг отмечают, что с начала пандемии их доходы удвоились. Люди хотели знать, что будет с их финансовым положением, беспокоились из-за отношений с родными и любимыми и, конечно, пытались понять, когда закончится эпидемия.
Панические настроения привели к процветанию различных шарлатанов и любителей наживы. В интернете стали рекламировать амулеты и обереги, якобы охраняющие от COVID-19. Появились целители, духовные тренеры и представители псевдомедицины, которые обещали обезопасить своих клиентов от болезни.
Общение с медиумами и гадалками для многих сродни психологическим сеансам, но это также может давать иллюзию контроля. Как результат, многие адепты эзотерики игнорируют рациональные способы защиты. От предосторожностей отказывались также некоторые верующие, продолжавшие посещать храмы в период самоизоляции, и значительная часть священнослужителей. Например, основатель Среднеуральского женского монастыря и яростный ковид-диссидент схиигумен Сергий (Романов) даже лишился сана из-за отказа выполнять требования властей и епархии.
Tags: гламур и дискурс
Subscribe

  • Сознание VS Материя

    Извечный спор о том, что же первично — сознание или материя, наконец разрешился, увы, не в пользу материалистов. Каскад новейших научных открытий…

  • Фокус - группа

    Помните этот рассказ В. Пелевина про Светящееся Существо? А персонажей? Какие прозвища им дало СС? Дама с собачкой Барби Дездемона Телепузик…

  • Потреблядство

    Мы ходим на работу, которую ненавидим, чтобы купить вещи, которые нам не нужны. — Тайлер Дерден Потреблядство aka ониомания — тяжкий недуг,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments