Aстра (astidora) wrote in orden_bezdna,
Aстра
astidora
orden_bezdna

Categories:

Путь Дзен WoW Говядо



Крайний слева (в черной рубашке) - В. Пелевин

Фото сделано во время кёлче в Корее в 99 году. Во время кёлче монахи и присоединившиеся к ним миряне медитируют в монастыре 90 дней с утра до вечера, и такие ретриты проводятся дважды в год, летом и зимой. Рядом с Пелевиным, похоже, мастер Дхармы Олег Шук, а в центре основатель дзэнской школы Кван Ум дзэн-мастер Сунг Сан.

Почитаем, что говорит О. Шук в интервью. Олег Шук — Мастер Дхармы школы «Кван Ум».

– Дзен сегодня – это не просто восточная практика. В массовом сознании это некий мем. Чего стоит только один котэ, познавший дзен :) Из-за этого у многих создается ощущение, что дзен – это либо что-то из области юмора, либо нечто экзотическое, откуда-то с Востока. И чтобы узнать, что это, надо непременно ехать в горы к какому-нибудь японскому мастеру.Возможно ли сегодня человеку из другой культуры, который не вырос в традиционно буддийской стране, практиковать дзен?

О. Шук - Ничего нельзя изучать, пока нет настоящего хорошего Учителя. Без Учителя есть только представления из книг или роликов на YouTube. Там нет сути, лишь внешний антураж.У дзенских Учителей нет универсальных решений и правил на все случаи жизни. Дзен учит открытости, ответственности за то, что с нами происходит. Учит житейской мудрости, то есть умению решать любые ситуации с сочувствием и любовью. Потому что гораздо важнее быть здесь и сейчас, быть осознанным, сочувствующим, полезным этому миру. Это и есть мудрость.

- Еще одной популярной темой являются коаны – короткие истории-загадки, не имеющие логического ответа.Хотелось бы услышать от вас, человека, непосредственно имеющего отношение к культуре, их породившей, что же всё-таки представляет собой коан и зачем он нужен?

О. Шук - Во время коанового интервью учитель спрашивает или создаёт ситуацию, – а ученик в ходе ответа демонстрирует, что его мысль и мысль наставника являются одним целым. Если всё сошлось, значит коан решён верно.
В одной из своих книг Сун Сан хорошо описывает работу коана через метафору. Представим, как рыбак приходит и забрасывает удочку с наживкой в озеро. Озеро – наш ум. Если в нём есть рыбы, – тенденции, привязки, концепции – они сразу вступают в противоречия с вопросом, схватывают крючок и попадаются. Если ум ученика чист, как вода, он сливается с умом учителя, и ответ появляется сам, просто отражаясь на поверхности озера.
Подчеркну: коаны – это не загадки, на которые ищут отгадки. Даже если коан похож на загадку, он ей не является. Коан заставляет ученика увидеть свой ум. Учитель провоцирует тебя вопросами, но не для того, чтобы возвыситься над тобой, а для того, чтобы ты проснулся и нашёл правильный ответ.
В нашей школе «Кван Ум» коаны разделены на десять основных глав. Каждая глава открывает разные уровни понимания. Есть коаны, открывающие, что такое природа Будды. Есть коаны, открывающие наше сердце и пробуждающие сочувствие. Есть коаны, пробуждающие действие, именно сочувственное действие. И так далее.

Решение коанов – это процесс поиска своей истинной природы и использование этой природы в каждой ситуации. Главная проблема тех, кто пытается разобраться в структуре коана, – непонимание того, что он хранит в себе скрытый вопрос. Коан – это такая штука, в которой смысл укрыт за терминами. Слова – тоже шаблон, к которому привязывается наш ум. Важно увидеть, что за этими словами. Уловить глубокий и простой смысл, спрятанный за ярлыками вроде «просветления» и прочей буддийской терминологией. Без этого коан не решить.

Иногда коан, например, спрашивает про просветление, а на самом деле – про чашку чая. Если мы не понимаем скрытого смысла, коан становится гонкой за ответами, отгадками. И человек по привычке пытается создать для себя систему достижения результатов. Всё это надо отбросить. И прийти к квалифицированному Учителю, который сам десятилетиями решал коаны и прошёл обучение у Учителей традиционной школы.

Другое явление, ставшее популярным сейчас, – это медитация. Сегодня в крупных корпорациях нанимают специальных инструкторов по медитации, которые обучают концентрации. Есть уже целая индустрия, что-то вроде фитнеса для ума. Продаются курсы и семинары, проводятся вебинары, в которых медитация подается как товар, способный сделать вас более сконцентрированным, спокойным и здоровым, и поможет вам достичь богатства и благополучия.

Наблюдая за этим процессом, я всё время спросить у них хочу: «Ребята, а вы уверены, что конечная цель медитации именно в этом?». Они мне напоминают каких-нибудь дикарей, которые нашли в джунглях самолет и используют его как склад для хранения кокосов. Конечно, кокосы можно хранить в самолёте, но предназначен он всё-таки для другого.

А ещё есть модная нынче випассана, которая загоняет на многодневные ретриты неподготовленных, а часто и психически больных людей. После чего случаются даже самоубийства.

Как вы относитесь к этой моде на медитации? Что такое вообще медитация? Зачем она нужна и как правильно её использовать?

О. Шук - Слава богу, что мы живём в сумасшедшем мире, где всё меняется, ломается и получает новый контекст. Практика тоже проходит через эти перемены. Все, что ты описываешь – это обыкновенное материальное мышление. Оно постоянно требует, чтобы мы повышали эффективность, чего-то достигали, что-то извлекали. Это быстро приводит к утомлению и стрессу. Само собой, начинаешь искать способы борьбы. Наркотики или антидепрессанты могут позволить себе немногие, поэтому люди вспоминают про старые методы, которые вроде бы тоже работают.

Медитация может дать много сил. Но без направления мы будем как ракета с кучей топлива. Мы сможем очень высоко улететь и очень ярко взорваться, но до цели не долетим, потому что её нет. Мало просто вылететь и произвести впечатление. Без направления максимум, что получится в итоге, – красивый фейерверк.

В нашей школе мы в первую очередь работаем с выбором направления. Иначе практика сведётся к набиванию карманов материальными и духовными ценностями. Мы начинаем с того, кто мы и зачем мы родились. Без понимания этого мы будем просто эффективными животными, создающими новые проблемы в этом мире. Мышление, которое всё время чего-то требует, – новых товаров, культурных и материальных достижений, поощрения – приводит к коллапсу. Если мы не найдём цели, не научимся практике, основанной на сочувствии и направленной на других, а не на себя, все наши усилия пойдут котэ под хвост. Всё это символично. Всё это надо положить на подушку, закрыть своим хвостом и постараться в медитации достичь понимания. Кто мы? Откуда мы? Куда мы идём?

«Путь Дзен WoW Говядо. Теория и практика» - у вас вышла эта книга. Скажите пару слов о ней.
О. Шук - Говядо – этот бык. А WoW (вау) – это стиль, в котором надо жить, способ видеть реальность. И это действительно то, к чему мы стремимся.

Да, мы счастливы и всё видим как «вау!» Если у нас медитативный ум, то каждая капля росы может быть «вау!» и каждый момент нашей жизни тоже может быть «вау!».
Мы хотели нсделать веселую книгу о дзен. В. Третьяков написал текст, а я нарисовал иллюстрации.
Именно в этой книге мы и пародируем стереотипные взгляды на медитацию. Это такой взрыв юмора Володиного, который из него долгие годы не мог выплеснуться в тексты. Я тоже поигрался немного и порисовал. Было очень приятно, было много смеха. Наши скайпы с Володей тогда – это, в основном, смех. Книга довольно смешная, но человек, конечно, должен понимать суть и искать подтекст, а ещё учиться смеяться даже над такими вещами, как духовные наставления.
Предпоследняя картинка в «Десяти быках дзен» показывает, что всё пустое – это пустой круг дзен. А потом на сцене появляется монах, который идёт и смеётся. Без этого последнего шага всё остаётся просто сухой практикой. Мне кажется, что в нашем мире мы очень мало находим места для смеха.


Рисунок Олега Шука из книги «Путь Дзен WoW Говядо. Теория и практика»

http://kwanumzen.ru/portfolio-items/oleg-shuk-photo/#iLightbox[gallery-1]/3
Tags: Медитация, дзен, интервью
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 45 comments