Aстра (astidora) wrote in orden_bezdna,
Aстра
astidora
orden_bezdna

Category:

В. Пелевин - метафизический реалист

Русской литературе присуще постоянное обращение к метафизическим проблемам Бытия. Это значит, что творчество того или иного отечественного писателя, пишущего в рамках определенного литературного
направления, в большей или меньшей степени касается фундаментальных мировоззренческих проблем познания Бога, жизни, смерти. Учитывая это, можно условно выделить классическую, модернистскую, постмодернистскую и метафизическую литературу, подразумевая в данном случае не литературное направление, а способ решения круга онтологических, экзистенциальных, религиозно-философских, мистических вопросов.
Писатель Ю. Мамлеев называл себя «метафизическим реалистом». Здесь возникает вполне закономерный вопрос: в чем отличие «метафизического реалиста» от реалиста в классическом понимании.

Метафизический реалист в произведении выступает в роли провидца, оракула, медиатора между реальностью и ирреальностью, тогда как реалист в классическом понимании этого определения оказывает «правду жизни», констатирует реальность здесь и сейчас.
Метафизический реалист должен быть «сверхреалистом», что, по словам Ю. Мамлеева «включает, как начальный момент, глубокое знание видимой жизни (гораздо более глубокое, чем требовалось, например, для обычного реалиста XIX в.)» . Изучение и описание обыденной жизни для метафизического реалиста не конечная цель его художественных исканий, а способ постижения более глубокой реальности: «…по существу, видимая жизнь для такого писателя становится символом или аналогом высших (или, наоборот, инфернальных) реалий, которые, однако, (поскольку такой писатель
является реалистом), не даются здесь только намеком, в полутенях (или сюрреально), как
у символистов XIX–XX веков, а, наоборот, должны выступать обнаженно, зримо, подавляюще, оттесняя на задний план изображение низшей реальности и давая читателю ничем не прикрываемое видение бездн...»
Таким образом, метафизический реалист обращается в изображении действительности к двум ее полюсам: обыденному и потустороннему, запредельному (к высшей сфере Бытия).

Кроме того, писатель-метафизик – философ, который должен уметь «превращать» чистую метафизику в художественный образ, мастерски совмещать в своем произведении литературность и метафизичность.
Литература как специфический способ философствования, «особенно чутка, намного больше, чем философская мысль, к живой конкретности человеческой жизни; именно в приуроченной к отдельному человеку и обществу образной, художественной детализации бьются вечные метафизические вопросы бытия.

Можно выделить три пути преобразования философско-метафизической системы в литературном произведении.
Во-первых, введение в художественный текст самих философских понятий (трансцендентное «Я», Абсолют, Ничто) в качестве героев произведения. Главным моментом преобразования метафизических категорий в художественный образ, становиться «интеллектуальное созерцание» писателя, его личный духовный, интуитивный опыт.

Во-вторых, преобразование ситуаций реального мира в ситуации запредельного, ирреального. В этом случае не обязательно лично владеть «высокими» знаниями, можно использовать уже имеющиеся философскометафизические системы. От писателя требуется умение свободно аппелировать известными философскими, метафизическими категориями в рамках художественного произведения. Трудность заключается лишь в том, что как писатель (а не как философ) «он должен, разумеется, подчинить любую философскую систему ткани своего произведения, превратить ее в элемент своего искусства, оживить своим видением (а не прокомментировать с помощью художественных средств)» .

В-третьих, введение метафизики в произведение через показ метафизического существа – человека, показанного не как социально-психологический субъект действительности, а как «метафизический архетип».
«Речь идет о проникновении в метафизическую центросущность данного человека, в его изначальную глубинную тайну, постигаемые аналоги которой писатель изображает. Его герои, таким образом, изображаются, как некие метафизические монады».

Н.Ю. Евтушенко
Tags: литература, метафизика
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Доктор Гарин. Фрагмент

    Вдруг сверху послышался вой. Но это был не вой снарядов. Вой летящей машины. Гарин остановился, поднял голову. Это был вой самолёта. И он нарастал,…

  • Анна

    В этот день (17 апреля) Лев Толстой закончил роман «Анна Каренина». Как вы относитесь к Анне Карениной? Это и правда тьма? так представили себе…

  • О дружбе

    В старину дружбу считали самой полной и счастливой из человеческих связей. Нынешний мир ее лишен. Конечно, все согласятся, что кроме семьи мужчине…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments