Непобедимое солнце – второй роман Пелевина после ИЛК, который вызвал во мне много сомнений и раздумий.
Возможно, я не вхожу в богему, где крутятся подобные люди. Подобные Саше Орловой.
За всю свою жизнь, участь в универе, работая, общаясь сегодня со многими 30-летними и 40-летними как в интернете так и в реале, я до сих пор не встретила ни одного гея, ни одну лесби и ни одного трансгендера.
Вокруг меня обычные люди, нет, я знаю, что кто-то рассказывает о лесбиянках, кто-то признается в том, что имеет небинар. И я ничего не имею теоретически против всех иных гендеров, но я таких лично не встречала.
У всех семьи, дети или работа, кризис, коронавирус, кредиты, разводы. Есть и духовно-практикующие. И было бы подло считать всех этих людей живущих своими выхлопами.
Гностические мотивы меня также не привлекают. Не верю я в мировую душу, в эон Софию и в плохих демиургов, которые устраивают с нами жестокие игры, как маленькие несмышленые дети.
Поэтому образ Саши Орловой не вызвал у меня принятия, не вызвал сочувствия или хотя бы переживания за неё. И сорадости тоже от ее вдруг за деньги купленного секса с проституткой, которая к тому же по идее Саши должна была быть солтатором.
И тут вообще можно запутаться.
А кто такой солтатор? Soltator?
Вроде как просветленный, человек, который обрел связь с богом. Слово бог в диалогах– это не то, что в православии понимают как Бог.
Солтатор –это тот, кто победил свои желания.
Как я знаю, наши круговращения в сансаре имеют 12 звеньев, одно тянет за собой другое и так все время. Есть наши отпечатки кармы из прошлых жизней, есть то, что мы порождаем в этой жизни. Как сказал Фрэнк: Прошлое забрасывает свои семена (кармические). Они прорастают где угодно, но мы уже не узнаем, чем они были раньше. Не помним своих прошлых жизней. И не понимаем, откуда и за что на нас сыпятся горести. Даже на праведных и добрых людей.
Будда, когда медитировал под деревом бодхи и перебирал все эти звенья, находясь в медитации прозрения –он искал слабое звено, то которое человек может разорвать и тем самым выйти из колеса перерождений.
Будда понял, что жажда и страстные желания порождают в нас цепляние, привязанность к объектам, а следовательно желание ими обладать, присвоить и не выпускать из рук.
И это и было слабое звено. Которое можно разорвать!!
В разговоре учителя танцев с солтатором Варием можно прочитать такой диалог.
Ганнис привел метафору с жонглерами, которые крутят палки с горящими шариками пакли на конце и мы видим фигуры – то спирали, то круги, то эллипсы –так и бог вращает очень быстро палками и мы видим иллюзию - фигуры, которых нет на самом деле – это миражи и это то как мы воспринимаем реальность.
Варий спросил – значит мир – иллюзия? А, это неважно, как назвать, ответил учитель, главное то, что солтатор может изменить этот мир. И бог выполнит все что ты хочешь.
- Но как?
- Первое –что ты должен сделать – это перестать хотеть.
- Я не понимаю. Как можно перестать хотеть, если хочешь?
- Soltator не хочет вообще ничего, поскольку знает что такое мир. Когда это постигнуто, невозможно хотеть чего-то как прежде.
- Но зачем стремиться к тому, чего уже не хочешь?
- Soltator и не стремится. Поэтому желаемое перестает быть желаемым и становится надлежащим. А став надлежащим, оно происходит.
Конец первой части.
Бонус
В романе упоминается Черный камень Каабы.
Согласно преданию, Черный камень раньше находился в раю. Сначала он был белым яхонтом, но почернел от грехов людей.
Иван Бунин
Чёрный камень Каабы
Он драгоценной яшмой был когда-то,
Он был неизреченной белизны —
Как цвет садов блаженного Джинната,
Как горный снег в дни солнца и весны.
Дух Гавриил для старца Авраама
Его нашёл среди песков и скал,
И гении хранили двери храма,
Где он жемчужной грудою сверкал.
Но шли века — со всех концов вселенной
К нему неслись молитвы, и рекой
Текли во храм, далёкий и священный,
Сердца, обременённые тоской…
Аллах! Аллах! Померк твой дар бесценный —
Померк от слёз и горести людской!