Aстра (astidora) wrote in orden_bezdna,
Aстра
astidora
orden_bezdna

Categories:

Первое звено (продолжение)

Мы говорили о том, что у неосознавания два уровня – доктринальный и самопроизвольно возникающий. Мы обсудили доктринальное неосознавание и беспокоящие эмоции, которые возникают из-за него.

Самопроизвольно возникающее неосознавание

Самопроизвольно возникающему неосознаванию (неведению) не нужно учиться: оно есть у нас в каждой жизни, кем бы мы ни перерождались. В том числе оно есть у животных. Это заблуждение, что будто бы мы существуем как люди, как личности, которые могут быть познаны самодостаточно ­– сами по себе, без одновременного познания чего-либо ещё.


Самопроизвольно возникающее неосознавание есть у всех нас. Если в дополнение к нему у нас также есть доктринальное неосознавание, то мы будем верить в существование независимого, неподверженного влиянию, монолитного «я», которое может быть познано само по себе. Но даже если мы осознаём, что такое «я» не соответствует действительности и что «я» просто приписано на основе постоянно изменяющегося континуума совокупностей, мы всё равно можем заблуждаться, считая, что его можно познать отдельно от всего остального.

Что это означает на практике? Например, когда мы смотримся в зеркало и думаем: «Это я», мы не думаем: «Это тело, а на основе тела я вижу себя». Нам кажется, что мы видим себя, которое может быть познано само по себе. Или, что ещё смешнее, мы смотримся в зеркало, нам кажется, что мы видим там своё «я», но затем мы говорим: «Это не я» – например, если выглядим слишком старыми или полными. Мы считаем своим «я» нечто, что можно познать отдельно от этого образа в зеркале или от чисел на весах в ванной.

Вера в самодостаточно познаваемое «я» проявляется во многих ситуациях. Одна из самых распространённых: «Я хочу, чтобы ты любила “меня” за то, какой “я” есть, – не за моё тело, не за мой интеллект, не за мои деньги, не за мою профессию – просто люби “меня”», как будто существует «я», которое можно любить отдельно от всего этого. Существует ли «я», которое можно любить отдельно от всего остального, само по себе? Или: «Я хочу, чтобы ты меня уважал», «Я хочу, чтобы ты обратил на меня внимание». Мы не думаем: «Я хочу, чтобы ты обратил внимание на мой голос, на то, что я делаю, и на этой основе ты обратишь внимание на “меня”».

Мы так не мыслим, не правда ли? Автоматически мы чувствуем: «Обрати внимание на “меня”» – на самодостаточно познаваемое «я». Это ведёт к разным странным идеям, например: «Мне нужно поехать в Индию, чтобы найти “себя”». Но что это такое? Или: «Я творческий человек, мне нужно выразить “себя”». Или, напившись, мы наговорили много чепухи, а на следующий день мы говорим: «Вчера вечером я был “сам не свой”». Но кем мы тогда были? Также появляются разные двойственные идеи: «Сегодня я побалую “себя” и угощу “себя” мороженым», «Я заставлю “себя” встать с кровати», как будто внутри нас два человека.

Конечно, у нас появляются ложные идеи и по поводу других людей. Мы думаем: «Я знаю Гельмута». Что именно мы знаем? Могу ли я знать Гельмута отдельно от его внешности или от звука его голоса? Или: «Я вижу Гельмута». Что именно я вижу? Можно ли видеть Гельмута отдельно от его тела? «Я говорю с Гельмутом по телефону» – но на самом деле мы слышим голос, и даже не голос, а вибрацию мембраны, на которую воздействует электрический ток; при этом личность человека приписывается на основе этого и мы обозначаем его именем Гельмут. Но мы не мыслим таким образом, мы думаем: «Я говорю с Гельмутом».

Наверно, один из самых типичных примеров для нас, западных людей: «Я хочу, чтобы ты любил меня. Просто люби “меня”», «Я хочу, чтобы кто-нибудь любил “меня”, чтобы кто-нибудь обращал на “меня” внимание». И, конечно, из-за такой неправильной идеи о нашем «я», которое якобы можно полюбить само по себе, у нас появляются разные беспокоящие эмоции: «Ты “меня” не любишь» – и тогда мы злимся, а также чувствуем привязанность, страстное желание, ревность и так далее. Это возникает самопроизвольно, нас не нужно этому учить.

Даже действуя созидательно, например помогая другим, мы можем руководствоваться ложной идеей о самодостаточно познаваемом «я»: «Я делаю это, чтобы ты любил меня», или чтобы быть полезными, как будто существует отдельно познаваемое «я», которое может быть полезно само по себе. Как оно может быть полезно? Тело полезно, руки полезны, ум полезен – на основе всего этого и существует «я», но определённо мы так не мыслим.

Важно понять, что такое ложное «я», не существует вообще, оно не соответствует действительности. На условном уровне мы существуем как «я»: «Я говорю, я сижу», и так далее. Дело не в том, что это кто-то другой. Но что доказывает существование условного «я»? Его существование можно доказать лишь в силу того, что «я» – это то, к чему относится концепция (категория) «я», которую мы используем на основе постоянно изменяющегося континуума совокупностей – тела, ума и так далее. Это то, к чему относится слово «я», которым мы называем эту категорию и этот постоянно изменяющийся поток совокупностей.

Тонкое заблуждение относительно «я»

Далее, даже если мы понимаем, что «я» нельзя познать отдельно, что его можно познать только одновременно с основой для обозначения, например с телом, умом, характером и так далее, – существует и более тонкое заблуждение, о котором говорится только в самых продвинутых буддийских философских школах.

Речь идёт о заблуждении, что – хотя «я» просто приписано на основе совокупностей, – в этой основе должна быть индивидуальная определяющая характеристика, благодаря которой мы можем правильно классифицировать своё «я» с помощью категории «я» и правильно назвать его словом «я». Другими словами, мы думаем, что внутри нас должно быть что-то, что делает меня «мной», а не «тобой» – что-то особенное, что делает нас индивидами.

Это как будто штрих-код или генетический код внутри нас, который можно отсканировать, – и сразу же появится цена, или что-нибудь подобное. «Внутри меня есть какая-то особая вещь, которая делаем меня особенным и делает меня личностью», – это более тонкий уровень, и он тоже ложный. Очень интересный вопрос: когда вижу тело этого человека, я как будто сканирую штрих-код на нём? И затем в моей голове возникает ответ: «Это Гельмут» – именно так я понимаю, что это он? А что происходит, когда я смотрю на фотографии из его детства: откуда я знаю, что всё это Гельмут? Фотографии выглядят по-разному. Как это работает?

На самом продвинутом уровне буддийской философии объясняется: «В объекте нет ничего обнаружимого, что делало бы его тем, чем он является. Всё зависит от условности». Нельзя установить, что это Гельмут, благодаря какой-либо вещи или характеристике в его уме или теле – в основе для обозначения. Это можно установить лишь на основе факта, что существует имя Гельмут, этим именем его называют и все остальные с этим согласятся.

Что вообще делает объект познаваемым объектом? Вокруг него есть какая-то линия, отделяющая его от воздуха и всего остального, и то, что эта линия обводит, – это тело Гельмута и сам Гельмут? А с обратной стороны находится то, что Гельмутом не является? Нет, никакой линии нет. Если посмотреть через электронный микроскоп, очень трудно найти границу между атомами тела и атомами воздуха, энергетическими полями и так далее. Это устанавливается со стороны ума. Но существует ли тело? Существует ли человек? Да, конечно, на условном уровне он существует. Все с этим согласятся.

Мы этого не осознаём, потому что мы не видим и не чувствуем таким образом: нам кажется, что во «мне» и в «тебе» есть что-то особенное, и это делает тебя таким замечательным или таким ужасным. Из-за этого возникает множество беспокоящих эмоций: «Я хочу быть с этим человеком. Я хочу, чтобы “ты” любил “меня”, а не кого-нибудь другого. Если меня любит кто-нибудь ещё, это не считается, потому что я хочу, чтобы меня любил ты». «Я особенный, во “мне” есть что-то особенное». А не получив желаемого, мы злимся и расстраиваемся.
Tags: буддизм, философия
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Анна

    В этот день (17 апреля) Лев Толстой закончил роман «Анна Каренина». Как вы относитесь к Анне Карениной? Это и правда тьма? так представили себе…

  • О дружбе

    В старину дружбу считали самой полной и счастливой из человеческих связей. Нынешний мир ее лишен. Конечно, все согласятся, что кроме семьи мужчине…

  • Скопинский герой

    Владислав Сурков, выросший в городе Скопине, по просьбе "Русского пионера" откликнулся на происходящие там нетривиальные события и неожиданно дал…

  • Пятница. Астринг.

    Не знаю, как описать свои чувства от нынешнего ру-пелевин. И вообще, похоже из пелевинских сообществ в ЖЖ осталась лишь наша Бездна, что обязывает…

  • Интервью с Сорокиным

    20 апреля в издательстве CORPUS (АСТ) выходит новый роман Владимира Сорокина «Доктор Гарин». Его можно назвать продолжением повести «Метель»…

  • Мамонову - 70!

    14 апреля 2021 года свое 70-летие отмечал актер и музыкант Петр Мамонов. Я, я, я... Да откуда я знаю, кто я? Если я гнию, то и Церковь, тело…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

Recent Posts from This Community

  • Анна

    В этот день (17 апреля) Лев Толстой закончил роман «Анна Каренина». Как вы относитесь к Анне Карениной? Это и правда тьма? так представили себе…

  • О дружбе

    В старину дружбу считали самой полной и счастливой из человеческих связей. Нынешний мир ее лишен. Конечно, все согласятся, что кроме семьи мужчине…

  • Скопинский герой

    Владислав Сурков, выросший в городе Скопине, по просьбе "Русского пионера" откликнулся на происходящие там нетривиальные события и неожиданно дал…

  • Пятница. Астринг.

    Не знаю, как описать свои чувства от нынешнего ру-пелевин. И вообще, похоже из пелевинских сообществ в ЖЖ осталась лишь наша Бездна, что обязывает…

  • Интервью с Сорокиным

    20 апреля в издательстве CORPUS (АСТ) выходит новый роман Владимира Сорокина «Доктор Гарин». Его можно назвать продолжением повести «Метель»…

  • Мамонову - 70!

    14 апреля 2021 года свое 70-летие отмечал актер и музыкант Петр Мамонов. Я, я, я... Да откуда я знаю, кто я? Если я гнию, то и Церковь, тело…