nahujpohuj wrote in orden_bezdna

Categories:

Скрытое явное

Исторически искусство и литература появились для ублажения аристократии, ведь рабам «высокие материи» и «утонченные чувства» ни к чему — им бы просто выжить.

Пушкин, конечно, не виноват в том, что он родился дворянином, но тем не менее все его творчество — все эти его замечательные «сладкие звуки» и «молитвы», ради которых «поэт был рожден» — несет на себе печать векового рабства, на котором держалась изысканная мощь театральной власти дворянского сословия. Когда читаешь «Евгения Онегина» невольно возникают рваные образы забитых крепостных крестьян, променявших свою свободу на несвободу, ведь именно за счет этой несвободы Пушкин в том числе получил уникальную возможность творить свою бессмертную поэзию.

Люди боятся смерти, поэтому между смертью в бою за свою свободу и жизнью в рабстве они, как правило, выбирают последнее. Это их выбор, и без этого выбора не было бы изысканной поэзии, того же «Евгения Онегина», к примеру, да и в целом искусства. Однако искусству этому грошь цена, раз оно основано на рабстве, и никакой Набоков не убедит нас в обратном. Его удивительно счастливое детство, кстати, тоже прошло на сцене с крепостными подмостками, хотя и он в этом не виноват. Однако когда он говорит о том, что искусство свободно от политики, то это полнейшая чушь. Как же оно может быть свободно от политики, если исторически оно появилось благодаря той или иной форме господства и подчинения? Это просто смешно.

Искусство — это одна из форм проявления политики, а любая политика в конечном счете держится на страхе смерти. Впрочем, вся наша жизнь держится на этом страхе. Религия, мифология, буддизм — все это всего лишь жалкие попытки преодолеть этот древний животный страх. Жалкие смешные попытки. Если бы люди действительно верили в рай или нирвану, то они бы добровольно выбирали смерть, но проблема в том, что никто ни во что не верит — все только притворяются, поэтому живут и боятся смерти.

Единственный способ выйти из этой порочной дихотомии жизнь/смерть — осознать, что мы есть и нас нет, просто в разных модальностях. Но для вас все это, конечно, очень и очень сложно: «Модальности, модальности... Аристотеля мы не читали, Фому Аквинского не изучали, да и философию в целом вообще мы не понимаем...» Проще притворяться дальше, так ведь. Ну или всегда можно просто признать «да, умру, и на этом конец». Тоже ведь вариант, не так ли? Отмучился, как говорится. От-му-чил-ся.

Жизнь — это скрытая смерть, но все скрытое становится явным. Ваш хладный труп медленно распускается внутри вашего теплого тела и скоро заменит его. Это будет проявление скрытого... И скрытое станет явным.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded