Aстра (astidora) wrote in orden_bezdna,
Aстра
astidora
orden_bezdna

Category:

Три ваджры

Сегодня для вас лекцию прочтет Борис Гребенщиков.

Три Ваджры
Теперь я хотел бы прокомментировать три совета, данные Атишей; они называются "Три Ваджры".

Долгое, долгое, бесконечно долгое время мы скитаемся по сансаре от жизни к жизни. Мы умираем, перерождаемся, снова умираем; циклу этому практически нет конца; мы как будто пересекаем огромный океан. Будда так и сказал: "Существование в сансаре похоже на бесконечный океан печали". Обратите внимание - он не назвал это океаном счастья и блаженства; сансара всегда называется "океаном печали".

Если мы признаем этот факт и верим в него, если мы действительно желаем освободиться от страдания, кто может освободить нас? Вряд ли это по силам президенту нашей страны; вряд ли это смогут сделать наши отец и мать, друзья или слуги; вряд ли в этом помогут наша слава или наше богатство - ни то, ни другое, ни третье не сможет спасти нас от самообмана сансарического существования. Только духовная одиссея, предпринятая лично нами, может привести нас к спасению. Как только мы поймем это, нам уже не стоит отклоняться или сходить с этой тропы. Поэтому первый совет Атиши таков: "Помести перед собой непоколебимую ваджру полной убежденности".

Поместить перед собой ваджру полной убежденности значит - не позволить ничему и никому (кто бы это ни был, даже ваш духовный учитель) отговорить вас от практики Дхармы. Истинный учитель, желающий помочь вам освободиться, никогда не скажет: "Не практикуй Дхарму". Поэтому первый шаг на пути - это создать непоколебимое убеждение: "Я не позволю никому и ничему отклонить меня от практики Дхармы". Если учитель скажет вам - "Не следуй своим духовным склонностям", - вы, наверное, ошиблись в выборе учителя.

Аналогичным образом - не дайте никому подкупом или испугом отвратить себя от следования путем духа. Если кто-нибудь скажет вам: "Вот тебе половина богатств всего мира, только обещай не практиковать больше Дхарму. Просто откажись от духовного пути - и деньги твои", - не стоит соблазняться подобным предложением. Или кто-нибудь приставит вам пистолет к груди и скажет: "Если не пообещаешь перестать заниматься духовной практикой, нажимаю на курок". Ртом, конечно, нужно сказать: "Спасибо, я больше не практикую!"; но в сердце своем соглашаться не нужно.

Есть менее драматическое, но гораздо более сиюминутно-практическое приложение этого совета, - почему я, собственно, об этом и заговорил. Часто можно услышать: "внешность соблазнительна, а ум непостоянен". "Соблазнительная внешность" значит, что, когда мы видим красивые образы, слышим приятные звуки, обоняем замечательные запахи, едим вкусные вещи и касаемся чего-то, приятного на ощупь, наше сознание сразу чувствует притяжение к этому. Эти приятные ощущения привлекают наше внимание и удерживают его. С другой стороны, при встрече с чем-то неприятным, с чем-то безобразным - резкими звуками, зловонием, гадким вкусом и омерзительными прикосновениями - мы чувствуем отвращение, доходящее до агрессии. Двойственное сознание в этом смысле очень нестабильно. Тип сознания, которое легко привлечь или отвратить, изначально нестабилен. Когда такое, нормальное, нестабильное, сознание сталкивается с завлекающими проявлениями, оно легко на них отвлекается. Чтобы избежать таких отвлечений, нам нужна твердая, непоколебимая решимость. Таков первый из трех советов: великий Атиша советует нам принять твердое решение, "поместить перед собой ваджру полной убежденности".

Вторая из Трех Ваджр - "Помести за собой ваджру отсутствия сожалений". Когда мы только начинаем практику Дхармы, мы хотим стать свободными. Мы хотим отречься от дальнейшего участия в сансаре и идти путем духа. Однако в Тибете есть распространенная поговорка: "Неопытный практикующий раздает золото, а опытный бережет и сношенные подметки". Другими словами, поначалу у нас возникает чувство, будто в мире ничто не имеет значения; мы готовы раздать все, что у нас есть, думая при этом: "Я ни к чему не привязан". Постепенно, двумя-тремя годами позже, новизна ощущений стирается; что-то в нас начинает становиться отмороженным и онемевшим. И тогда даже ни на что не годные сношенные подметки обретают новую ценность. Мы смотрим на них и думаем: "Их же можно порезать и сделать из них шнурок для привязывания яка". Мы начинаем бережно относиться к вещам и придумывать, как их можно использовать.

Поместить за собой ваджру отсутствия сожалений значит также - иметь в виду впечатление, производимое нами на других. Например, когда люди знают, что человек встал на духовный путь, на него ложится определенная ответственность. Если позже он сходит с этого пути и отказывается от духовной практики, такой поступок разрушает в других чистое восприятие и может даже отвратить их от Дхармы. Поэтому лучше начинать медленно и постепенно продвигаться по пути, чем блестяще начать, а потом стать отмороженным и нечувствительным.
Мы должны быть как горный олень, угодивший ногой в капкан. Когда ему, наконец, удается вырвать ногу из капкана, он однонаправленно кидается в безлюдное место. Лучше всего придерживаться именно такого отношения. Тогда, еще в этом самом теле и этой самой жизни, мы сможем оставить все привязанности к родным местам и все личные связи. Мы сможем жить неизвестно где, как истинные дети гор. Поступая так, мы принесем пользу как себе, так и другим. Все окружающие увидят, что учения работают, и уверятся, что практика на самом деле дает возможность еще в этой самой жизни освободиться от сансары и добиться определенных результатов. Поэтому важно с самого начала принять твердые решения и поместить за собой ваджру отсутствия сожалений. Тогда, впоследствии, мы не будем чувствовать сожаления о том, что сделали.

Третья ваджра - "Общайся с ваджрой чистой мудрости". Чистота, о которой говорится здесь, - это чистота изначальной пробужденности. Это наша будда-природа, просветленная суть, называемая также "рангджунг йеше", саморожденная мудрость. Первым делом нам нужно узнать ее, решить для себя, что она истинна, и увериться в своей способности освободить все состояния мысли. Узнав ее, мы тренируемся в силе этого узнавания, пока, наконец, не достигнем стабильности. Решиться сделать так и есть третья ваджра: "Общайся с ваджрой чистой мудрости". "Ваджра чистой мудрости" - это саморожденная мудрость, которая всегда с нами, потому что она - наша природа. Обрести решимость - "Я узнаю собственную природу как она есть!" - это последняя из Трех Ваджр.


Когда мы применяем учения Будды на практике, то делаем это в три приема. Сначала мы постигаем учения, тщательно их запоминая. Затем размышляем о них, пытаясь уяснить их себе. А потом тренируемся в них, делая изученное частью собственной жизни. Это не может пройти бесследно. Изучая учения Будды, мы узнаем о хороших и дурных действиях. Мы понимаем, какой выбор у нас есть. Мы осознаем, что все создается кармическими действиями и нашими собственными беспокоящими эмоциями; мы узнаем, как можно их очистить и устранить. Узнав это, обдумав это и применив это на практике, мы должны получить результаты. Говорят, что результатом учебы и размышления является мягкость и дисциплина. Результатом медитативной практики является постепенное исчезновение беспокоящих эмоций, таких как агрессия, привязанность и тупость. Это - реальный признак удачной практики медитации.

Tags: БГ, буддизм
Subscribe

  • Сознание VS Материя

    Извечный спор о том, что же первично — сознание или материя, наконец разрешился, увы, не в пользу материалистов. Каскад новейших научных открытий…

  • Новый ум короля

    Роджер Пенроуз. Новый ум короля. О компьютерах, мышлении и законах физики. Еще в лохматые восьмидесятые физик Роджер Пенроуз писал: до времени,…

  • «Новое Понимание Смысла Золотого Сечения» Дополненный вариант Статьи

    Здравствуйте Про трактовку Золотого Сечения, выводящую в Высшие измерения. (чистая Арифметика и Геометрия, на уровне школьной программы) Данная…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments