Aстра (astidora) wrote in orden_bezdna,
Aстра
astidora
orden_bezdna

Category:

Воскресный киносеанс

Чжану Имоу. Кроме известных во всем мире «Героя» и «Дома летающих кинжалов», Имоу снял множество удивительных авторских фильмов, стал первым китайским номинантом на «Оскар» и получил награды важнейших европейских кинофестивалей. Подробнее о его фильмах рассказывает Антон Долин.

Если выбирать из всей истории кино Китая одного режиссера — фигуру, выразившую главные противоречия своей эпохи, и человека, прошедшего вместе со своей страной драматичный путь, — то не найти лучшего кандидата, чем Чжан Имоу. В нем можно увидеть и «китайского Спилберга», и «китайского Михалкова». В его картинах нашли место интимные нотки, напоминающие о советском оттепельном кино и итальянском неореализме, но и национальная гигантомания тоже налицо. Благодаря фильмам Чжана Имоу родилось множество китайских и международных звезд. Он экранизировал важнейших писателей страны, высказался о ключевых событиях прошлого — от постройки Великой стены до «культурной революции». Чжан Имоу неоднократно ставил коммерческие рекорды: снимал самые дорогие фильмы за всю историю Китая, а потом они становились кассовыми чемпионами. Одновременно с этим именно он принес Китаю номинацию на «Оскар», берлинского «Золотого медведя», два венецианских «Золотых льва» и каннский Гран-при. Чжан Имоу не раз страдал от цензуры, но он же стал предметом национальной гордости и поставил церемонии открытия и закрытия пекинской Олимпиады.

Будущий режиссер вырос в семье медиков. Его отец, дядя и старший брат были сторонниками Гоминьдана и воевали в армии Чан Кайши. Чжан Имоу заплатил за это высокую цену в годы «культурной революции»: его исключили из школы и отправили на принудительные работы в деревню, а потом на текстильную фабрику. Он же мечтал посвятить себя кино и сдавал кровь, чтобы накопить денег на фотокамеру. В 1976 году умер Мао Цзэдун. В 1978-м Пекинская киноакадемия вновь открыла прием — из первого набора ее студентов и сформировалось чуть позже мощное движение кинематографистов «пятого поколения», одним из лидеров которого стал Чжан Имоу. Но тогда он был слишком взрослым — 27 лет, — чтобы поступать в киношколу. Чжан Имоу написал специальное обращение в Минкульт КНР, приложив портфолио с фотографиями, и для него сделали исключение, приняв на операторский факультет. Поэтому первые его работы в кино операторские, вместе с выдающимся современником Чэнем Кайгэ («Желтая земля», 1984, «Большой парад», 1986) и другими режиссерами.

«Красный гаолян» — полнометражный режиссерский дебют Чжана Имоу, ставший настоящим прорывом не только для молодого автора, но для всего Китая. Картина была приглашена в конкурс Берлинале и получила там главный приз, а позже была признана лучшей в году двумя китайскими кинопремиями: «Золотой петух» и «Тысяча цветов». Эпическое полотно о любви и судьбе поставлено по знаменитому роману Мо Яня, в будущем — первого китайского лауреата Нобелевской премии по литературе. В центре повествования — бабушка и дедушка рассказчика. Монументальная и откровенная история их встречи и любви подана как современный миф — трагический и комичный одновременно, нарочито гротескный и таинственный: молодой носильщик влюбляется в девушку, выданную за прокаженного старика, и решает добиться взаимности.

Критики и зрители по всему миру были потрясены визуальной составляющей картины. Как фотограф и оператор в прошлом, Чжан Имоу тщательно работал с цветами и строением кадра. Экспрессивность изобразительного ряда возвращала кинематографу забытую чувственность, напоминая о лучших образцах Голливуда — но без его стерильности. В главных ролях были заняты Цзян Вэнь и Гун Ли, впоследствии известнейшие звезды китайского кино.



Еще одна мощная любовная драма Чжана Имоу, в центре которой была тема семейного насилия — «Цзюй Доу» (1990), — была запрещена в Китае цензурой, хоть и стала первым китайским фильмом в истории, получившим номинацию на «Оскар». В главной роли там вновь занята Гун Ли, к этому моменту вышедшая за режиссера замуж и ставшая его постоянной музой. Вместе они сделали и «Зажги красный фонарь» — картину, моментально обретшую культовый статус на родине (сегодня поместье, где проходили съемки, принимает туристов), получившую восторженные отзывы на Венецианском фестивале и собравшую как рекордную кассу в Китае, так и ворох международных призов.

Это экранизация нашумевшего романа Су Туна «Жены и наложницы». В центре сюжета, действие которого помещено в 1920-е, — студентка, вынужденная бросить университет после смерти отца и проданная замуж. Она становится четвертой, самой молодой женой влиятельного аристократа и вынуждена отныне не только терпеть унижения от владеющего ее телом мужчины, но и противостоять интригам со стороны трех старших жен. Красный фонарь из названия фильма — сигнал, благодаря которому хозяин дома понимает, с какой из женщин проведет ближайшую ночь. Эта работа Чжана Имоу, продолжая темы двух предыдущих, сегодня кажется жгуче актуальной — перед нами жуткая и вместе с тем чрезвычайно реалистичная картина патриархальной системы, уничтожающей человеческое достоинство женщины и превращающей ее в предмет. Хозяина дома Чжан Имоу намеренно показывает только с большого расстояния, зритель фактически не видит его лица. Геометрия кадра, утопленного в разных оттенках красного, производит гнетущее впечатление — люди становятся в этом ритуализированном мире элементами орнамента. В фильмографии Гун Ли эта картина осталась одним из высших ее актерских свершений.

В начале XXI века на основе фильма Чжан Имоу создал либретто балета, музыку написал Чэнь Циган. «Зажги красный фонарь» сегодня находится в постоянном репертуаре китайского театра.



Еще один триумф Чжана Имоу — за этот фильм он получил «Золотого льва» в Венеции. Тональность меняется: перед нами не величественный эпос, от красоты которого у зрителя перехватывает дыхание, а внешне простая житейская история из деревенской жизни, наполненная абсурдистским юмором и состраданием по отношению к простодушным персонажам. Неузнаваема и красавица Гун Ли в роли беременной крестьянки, решившей во что бы то ни стало добиться правды.

Сюжет, основанный на рассказе Чэнь Юаньбиня «Тяжба семьи Вань», рассказывает о крестьянине, которого унизил и избил деревенский староста. Жена пострадавшего решает добиться справедливости. Она отправляется в райцентр, а потом в город, надеясь отыскать управу на самодура. Чиновник присуждает старосте штраф, но Цю Цзюй не хочет денег — она требует извинений. Вырастающая из копеечного конфликта картина полна кафкианских подробностей бюрократической системы Китая, хотя и не уходит в сферу чистой сатиры. В ней больше смешного, чем драматичного, но забавную историю Чжан Имоу приводит к жесткому финалу. Центральная тема фильма — человеческое достоинство, уязвленная гордость «маленького человека», не желающего считать себя маленьким. Вновь в центре интриги у Чжана Имоу — женщина в мире, управляемом мужчинами (и снова виден незаурядный актерский талант Гун Ли).

Отказавшись от изысканных игр с построением кадра и превращением отдельных эпизодов в живописные полотна, Чжан Имоу впервые делает ставку на документальность изображения. Часть сцен снималась скрытой камерой, в большинстве ролей заняты непрофессиональные актеры.

Tags: кино
Subscribe

  • Цитата дня

    Люди обладают обаянием только благодаря своему безумию, и это трудно понять. Настоящее обаяние — эта та грань человека, которая дает понять, что он…

  • Правила жизни Андрея Тарковского

    Режиссер, умер 29 декабря 1986 года в возрасте 54 лет в Париже, Франция У меня в детстве был довольно растительный образ жизни. Я мало размышлял.…

  • Фокус - группа

    Помните этот рассказ В. Пелевина про Светящееся Существо? А персонажей? Какие прозвища им дало СС? Дама с собачкой Барби Дездемона Телепузик…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments

  • Цитата дня

    Люди обладают обаянием только благодаря своему безумию, и это трудно понять. Настоящее обаяние — эта та грань человека, которая дает понять, что он…

  • Правила жизни Андрея Тарковского

    Режиссер, умер 29 декабря 1986 года в возрасте 54 лет в Париже, Франция У меня в детстве был довольно растительный образ жизни. Я мало размышлял.…

  • Фокус - группа

    Помните этот рассказ В. Пелевина про Светящееся Существо? А персонажей? Какие прозвища им дало СС? Дама с собачкой Барби Дездемона Телепузик…