Aстра (astidora) wrote in orden_bezdna,
Aстра
astidora
orden_bezdna

Categories:

Светоносное сознание

Сознание — центральная проблема, которая интересует меня как писателя и как человека.
Я только изучаю и тренирую свое сознание, для которого Дхарма Будды является лучшим инструментом, который я знаю.
В. Пелевин


Очень важно спросить себя, что мы на самом деле понимаем под термином «я». Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо поместить учения Будды в более широкий контекст различных религиозных традиций Индии. Первое, что отличает свод буддийских учений от всех прочих классических философских традиций Индии, это отрицание существования какой бы то ни было вечной души, «я», или атмана, которые по определению являются сущностью, независимой от нашего тела и ума, единичной, неизменной и постоянной.

Буддисты же утверждают, что так называемое «я», или личность, ― это не более чем функция наших психофизических составляющих. Они носят название «совокупности» (скандхи) и обеспечивают наше существование. Если мы исследуем природу психофизических совокупностей, то обнаружим, что они непрерывно меняются, а потому «я» также не может быть неизменным. Они преходящи, и потому «я» не может быть постоянным или вечным. Они разнообразны и множественны, и потому «я» не может быть единичным. Именно на этих основаниях буддизм отвергает понятие вечной неизменной души.

Все буддийские школы утверждают, что «я» следует понимать как функцию психофизических составляющих человека. Это означает, что «я» не может рассматриваться только лишь применительно к грубому уровню тела. На самом деле, философские школы буддизма, давая определение «я», обычно связывают его с потоком сознания.

Еще один вопрос обычно возникает при обсуждении «я». Есть ли у «я» начало и конец?

Некоторые буддийские школы, например, Вайбхашика, полагают, что континууму «я» можно положить конец. Однако в большинстве традиций считается, что у него нет ни начала, ни конца, поскольку континуум «я» связан с потоком сознания, а, согласно общим воззрениям буддийских школ, у сознания нет начала. Если же мы станем утверждать, что у сознания есть начало, то нам придется согласиться с тем фактом, что первый момент осознавания возник без причины и из ниоткуда. Это будет противоречить основополагающим принципам буддизма, то есть закону причинно-следственной связи. Буддизм говорит о взаимозависимой природе действительности: любое явление возникает вследствие соединения определенных причин и условий. И если допустить, что сознание возникает без причины, то подобное утверждение вступит в противоречие с этим базовым принципом. А потому буддисты считают, что каждое мгновение осознавания должно предопределяться причинами и условиями определенного рода. Из многочисленных причин и условий, играющих здесь свою роль, главной, или субстанциональной причиной является та или иная форма сознания, поскольку материя сама по себе не способна породить сознание. Сознание должно рождаться из предшествующего момента осознавания.

Подобным образом, если мы попытаемся проследить истоки материального мира, то обнаружим, что, по меньшей мере с буддийской точки зрения, мир также безначален. В процессе анализа мы расчленяем материальные объекты до составляющих их частей, затем ― до молекул, атомов и так далее. Но и для появления этих мельчайших частиц также нужны определенные причины и условия.

Подобно тому как мы говорим о безначальности ума, мы можем в равной мере говорить и о его бесконечности. Ведь невозможно отыскать такую причину, которая могла бы подточить присущую нам основополагающую способность познавать и воспринимать. Определенные состояния ума, такие как телесные ощущения, привязаны к нашему физическому телу. Они могут прекращаться, когда распадается материальная основа для их существования, например, в момент смерти. Однако когда мы говорим о безначальном потоке сознания, то не должны ограничивать свое представление о сознании рамками подобного грубого уровня бытия. Говоря о безначальности, буддисты подразумевают более тонкий уровень сознания, в особенности то, что мы называем «светоносной природой ума». Именно такое тонкое сознание является непрерывным и не имеет конца. Взяв его за основу, буддисты утверждают, что и у «я» нет ни начала, ни конца.

Когда люди размышляют о сознании, то обычно представляют его в виде некой монолитной сущности, именуемой «умом». Однако такое представление не соответствует действительности. Если мы внимательно проанализируем это явление, то увидим, что так называемое «сознание» в действительности представляет собой сложный и разнообразный мир мыслей, эмоций, переживаний, связанных с органами чувств, и так далее.

Позвольте мне проиллюстрировать этот момент на примере нашего способа восприятия вещей. Для того чтобы акт восприятия состоялся, должны сложиться определенные условия. В случае визуального восприятия, например, внешний объект должен вступить в контакт телесным органом ― глазами. Далее, необходимо еще одно условие: орган чувств должен взаимодействовать с объектом таким образом, чтобы за восприятием последовало осознавание объекта. Буддисты говорят, что в основе ума лежит светоносная природа, которая и состоит в этой его способности к восприятию и осознаванию. В силу наличия этого потока осознавания, при возникновении контакта между органами чувств и соответствующими объектами рождаются отдельные моменты осознавания. Более того, основополагающая светоносная природа сохраняется и по истечении срока временного пребывания в данном физическом теле, поскольку представляет собой непрерывный поток. Вот что буддисты понимают под терминами «безначальная природа сознания» и «поток сознания».

ЕС Далай лама

Вопрос: Какая часть ума перерождается?

Его Святейшество: В соответствии с тантраяной, перерождается глубочайшее тончайшее сознание. Мы называем его ясным светом. Когда одна жизнь завершается, все более грубые уровни сознания полностью растворяются в этом состоянии ума. Это окончание одной жизни. Затем этот тонкий ум покидает это тело и немедленно принимает тело промежуточного состояния, а затем, когда заканчивается бардо, сознание промежуточного состояния вновь входит в материнскую утробу. Когда промежуточное сознание исчезает, остается лишь глубочайшее тонкое сознание; это окончание бардо и основы; после этого сознание становится грубее, и это – новая жизнь. Даже на протяжении дня сознание грубеет. В глубоком сне оно менее грубое.

Например, когда вы смотрите на объект, допустим, на этот цветок перед вами, в этот момент у вас возникает его зрительное восприятие. Но зрительное восприятие само по себе – чувственное восприятие, поэтому в нём не участвует какое-либо оценочное суждение. Пока вы пребываете в этом состоянии, вы находитесь на некоем чувственном уровне. Если же вы будете продолжать непрерывно разглядывать этот объект – цветок – у вас также может возникнуть его оценка, суждение о нём: «Он красивый, такого-то цвета, такой-то формы и т.д». Когда вас возникают подобного рода мысли, вы уже попадаете в область умопостроений. Непосредственный объект этих умопостроений – это не сам объект, но его общий образ. Различие между двумя состоит в том, что чувственное переживание пытается отразить реальность, примерно как она есть, без всяких оценочных суждений, в то время как оценочная мысль не только обладает суждениями, но и также в ней объединяются время и пространство, потому что вы накладываете на сам объект некий его общий образ, и рассматриваете объект через эту концепцию. Итак, как видите, существуют два совершенно различных переживания: одно из них неконцептуально и чувственно, а другое концептуально и относится к уровню мышления.

У ментального переживания, переживания на уровне мышления, так же есть собственный, отдельный поток.

Чувственный уровень переживания кажется гораздо более непосредственным, и он порождается, когда вокруг вас возникают условия. – объекты и пр. Однако, например, в состоянии глубокого сна без сновидений эти чувственные переживания остаются непроявленными, потому что при этом нет непосредственных условий – объектов познания. Но ментальное сознание присутствует даже в состоянии глубокого сна. Например, когда в текстах Ваджраяны идёт речь о различных видах тонкого сознания, то говорится об уме ясного света во время глубокого сна, и также объясняются практики, направленные на осознание ясного света ума в состоянии глубокого сна. Итак, существует некий вид умственной деятельности, даже во время глубокого сна, который способен идентифицировать ментальное сознание.

В отношении этого представления о различных уровнях утончённости сознания, согласно терминологии Гухьясамаджа-тантры, которая яснее всего объясняется в «Пяти стадиях» Нагарджуны и особенно в сочинении Арьядевы «Свод [норм] поведения» – «Чодю», упоминаются т.н. «четыре пустоты». Здесь смысл в том, что состояния ума постепенно растворяются в более тонких их уровнях, в процессе всё больше опустошаясь, и четвёртая из этих пустот называется «ясным светом». Нисхождению ясного света предшествуют три предыдущие виды «пустоты», и это – та последовательность, в результате которой проявляется наитончайший ясный свет. После проявления наитончайшего ума ясного света процесс обращается вспять, и ум опять постепенно переходит на всё более грубые его уровни. Итак, подобный же процесс имеет место, хотя это и не совсем коррелирует с реальным процессом растворения элементов, когда мы погружаемся в состояние глубокого сна, сами того не осознавая. Глубокий сон – это некое подобие ума ясного света, и ему предшествуют состояния, соответствующие трём пустотам. Когда из глубокого сна сознание переходит на более грубые уровни – это обратный процесс. То есть у медитирующих практиков есть возможность тренировать свой ум, чтобы распознать ясный свет в состоянии глубокого сна, и процесс, в ходе которого он постепенно проявляется и потом исчезает в обратной последовательности.

С этой точки зрения, если взять в качестве примера наше собственное ментальное сознание, и особенно когда оно проявляется в виде наитончайшего ума, то позже мы можем его проследить вплоть до момента зачатия. Состояние наитончайшего ума при зачатии – это то, что проявилось в результате пресечения непосредственно предшествующего ему момента сознания. Между прошлой и этой жизнями было промежуточное состояние – бардо, и, таким образом, первый момент сознания в утробе матери – это прекращение существования ума в бардо и возникновение его при зачатии. В этом смысле мы можем проследить существование потока сознания вплоть до момента зачатия и ещё раньше – до его существования в бардо.

Итак, моя основная мысль заключается в том, что, согласно буддизму, существование сознания требует предшествующей причины, однородной с ним по природе. Например, Дхармакирти в своём сочинении «Изложение достоверного познания» или «Праманаварттика» говорит, что сознание не может произойти из феномена, не обладающего характеристиками сознания. Следовательно, сущностной причиной сознания обязательно должен быть предшествующий момент того же самого сознания.

Конечно, классические древнеиндийские тексты говорят о существовании Атмана или вечной души. Согласно их разъяснениям, именно это вечное «я» присваивает новое рождение и отбрасывает старое. Они используют сам факт существования предыдущей и будущей жизней как предпосылку для утверждения о существовании некоего вечного принципа под названием Атман, потому что им необходим некий деятель или агент, который воплощается в новой форме, отбрасывает старое тело и т.д.

Учитывая тот факт, что в буддизме отвергается понятие «я» как независимое от психофизических совокупностей, то существование предыдущих и будущих жизней в нём понимается на основе непрерывности потока сознания, а не вечной души или Атмана.
Tags: сознание
Subscribe

  • Цветы зла

    Сегодня день рождения Шарля Бодлера! 🎂 Шарль Бодлер – известный французский поэт, основоположник декаданса и символизма. Он оказал большое влияние на…

  • Ладони

  • О. Мандельштам

    Открыт сайт, посвященный творчеству поэта https://lostword.dhhub.ru/ru/ 1 Я скажу это начерно, шопотом, 2 Потому что еще не пора: 3 Достигается…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments

  • Цветы зла

    Сегодня день рождения Шарля Бодлера! 🎂 Шарль Бодлер – известный французский поэт, основоположник декаданса и символизма. Он оказал большое влияние на…

  • Ладони

  • О. Мандельштам

    Открыт сайт, посвященный творчеству поэта https://lostword.dhhub.ru/ru/ 1 Я скажу это начерно, шопотом, 2 Потому что еще не пора: 3 Достигается…