Владимир Набоков
Вчера я перечитывала "Подвиг" Набокова и нетрудно было заметить набоковские темы и в повести Пелевина "Желтая стрела".
Два образа из детства Мартына -это лесная тропинка и поезд. Впервые извилистая тропинка, уходящая в глубь густого леса, волнует его воображение на картине, висящей над кроватью: она напоминает ему историю, которую ему читала мать, где маленький мальчик с кровати прыгает прямо в такую картину. Повзрослев, Мартын задумывается, «не случилось ли и впрямь так, что с изголовья кровати он однажды прыгнул в картину, и не было ли это началом того счастливого и мучительного путешествия, которым обернулась вся его жизнь» .
Набоковский комментарий в предисловии к английскому изданию подтверждает, что именно так оно и произошло: «Рискованный путь в запретную Зоорландию , который в конце концов выбирает Мартын, только продлевает до нелогичного конца ту сказочную тропинку, которая петляла среди нарисованных деревьев на картине, висевшей на стене детской".
Второй образ — поезд — тоже с детства живет в воображении Мартына. Во время последней поездки на юг Франции перед уходом в Зоорландию Мартын думает, что вся его жизнь прошла в переездах: «…ему показалось, что он никогда не выходил из экспресса, а просто слонялся из одного вагона в другой…»
Его манили огни Молиньяка, подчинясь им, он сошел с поезда.. но все это было не то -- спокойная сельская идиллия - вроде личной нирваны не могла удовлетворить Мартына. И он сел снова в поезд - из Берлина в Ригу....
Последняя фраза героя в романе звучит так: «Сейчас уходит мой поезд. Я говорю: поезд. Да-да, — мой поезд…».
Вспомним Пелевина.
– Зачем вам это, кесарь? – спросил Григорий. – Ты «Подвиг» Набокова читал? Он отрицательно помотал головой. – Прочти, – сказал я. – Там наверняка написано.
Такой же вопрос задал Мартыну и Дарвин. Зачем такой риск? Можно и здесь пощекотать себе нервы. Сыграть в рулетку.
Но, имхо, Мартын не мог жить так, каким стал Дарвин. Не мог Мартын прельститься материальными ценностями, карьера, деньги, жена, сиськи..кухня еда..
Его внутрення суть, его сердце не могло удовлетвориться всем этим.
В книге о символическом значении цветов сказано, что эдельвейс — знак доблести и благородного мужества, а также чистоты и бессмертия.
Может показаться, что финал романа утверждает Дарвин - «выживает сильнейший», — однако, несомненно, смысл здесь совсем иной. Мартын никогда не согласился бы на способ выживания, свойственный Дарвину. Он мог реализовать свою подлинную, «индрикову» природу только совершив свой подвиг. Не предать себя самого. Выйти за рамки логики, разума, слов и концепций.
Так же ведь и у Рамы. Он постиг природу своего Я, отрекся от сансарного счастья, он вернул себе древнее тело и вылетел по своей тропинке из сансары - автозака.
Подвиг - это подвиг духа. Духа над материей.