Aстра (astidora) wrote in orden_bezdna,
Aстра
astidora
orden_bezdna

Category:

Двойная кодировка

С метапрозой мы немного разобрались. Теперь поговорим о двойной кодировке. Такой литературный прием есть и у Виктора Пелевина.

ДВОЙНАЯ КОДИРОВКА, ДВОЙНАЯ АДРЕСАЦИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ

«ассоциативные поля, сверхтекстовую организацию значений, которые навязывают представление об определенной структуре; код, как мы его понимаем, принадлежит главным образом к сфере культуры; коды – это определенные типы уже виденного, уже читанного, уже деланного; код есть конкретная форма этого “уже”, конституирующего всякое письмо».
Ролан Барт

"Речь идет о многослойности, многоуровневости каждого действительно художественного произведения, благодаря чему мы вычитываем в книге то, что хотим, к чему подготовлены своим языковым, социальным, мировоззренческим, общекультурным и собственно читательским опытом. Поэтому одним «Дон Кихот» Мигеля Сервантеса открывается только как занимательное авантюрное повествование, другим еще и как пародия на средневековые рыцарские романы, а третьи, помня и про авантюрность и пародийность, видят в нем прежде всего рукотворный миф, легший вместе с другими мифами (дантовским, шекспировским и т. п.) в основание европейской цивилизации. Каждый, словом, судит – простите за пошлую остроту – в меру своей если и не испорченности, то искушенности, что и порождает шлейф истолкований, тянущихся вслед за каждым из произведений, достойных такого истолкования.

Что же касается собственно двойной кодировки, то это понятие применяется обычно к практике постмодернистов, которые, следуя лозунгу Лесли Фидлера «Пересекайте границы, засыпайте рвы», пытаются снять противостояние высокой и массовой культур, адресуя свои произведения одновременно и гиперискушенным, и самым неискушенным читателям. Поэтому, – процитируем Е. Лозинскую, – «с одной стороны, используя тематический материал и технику популярной, массовой культуры, произведения постмодернистов обладают рекламной привлекательностью предмета массового потребления для всех людей, в том числе и не слишком художественно просвещенных. С другой стороны, пародийным осмыслением более ранних – и преимущественно модернистских – произведений, иронической трактовкой их сюжетов и приемов они апеллируют к самой искушенной аудитории».

К примеру, поэма Венедикта Ерофеева «Москва – Петушки» - в одной своей плоскости вполне доступна пониманию любого человека с восьмиклассным образованием и опытом жизни в нашей стране, а в другой – сполна раскрывает свои смысловые потенциалы только очень и очень подготовленным читателям."
С. Чупринин

Не секрет, что в своих произведениях, В. Пелевин не просто кодирует, шифрует свои тексты, он идет дальше. В них есть третий скрытый тайный код. Этот код во-первых, позволяет невыразимые словами истины перевести на язык метафор, а во-вторых, такой код служит отсеву профанов, не из-за того, чтобы этот код считывала некая элита посвященных, а лишь ради того, чтобы этих профанов обезопасить от них самих же. Как Бориса в рассказе "Тхаги".

Виктор Олегович пишет художественные произведения, а не философские или религиозные трактаты, поэтому в его романах, повестях и рассказах переплетаются вымысел, фантазия и прозрения самого автора в истинную Реальность бытия.

Приведем пример. Возьмем роман S.N.U.F.F

Кроме многосмысленных платонвских диалогов Каи с Дамилолой, в этот роман вставлена другая книга (метаприем) - Дао песдын. И в этой книге есть все три уровня кодировки.

Пятьдесят шесть. О мухах. Разве могу осуждать мух за то, что ебутся? Однако когда на моей голове, злит. Так же и пидарасы. Когда в тихом уединении делают то, к чему лежат их души, кто возразит? Но они устраивают факельные шествия и приковывают себя к фонарям на набережной, дудят в дудки, бьют в барабаны и кричат, чтобы все знали про их нрав — что-де лупятся в очко и долбятся в жопу. Истинно, они хуже мух, ибо мухи только изредка согрешают на моей голове, пидарасы же изо дня в день пытаются совокупиться в самом ее центре. Мухи по недомыслию, пидарасы же хладнокровно и сознательно. И через то постигаю, что пялить они хотят не друг друга, а всех, причем насильно, и взаимный содомус для них только предлог и повод.

Попробуем расшифровать коды.
Пидорасы хуже мух. Мухи только иногда нам докучают - они вне нас. А вот то, что у нас происходит в голове - тут настоящий содом. А что там у нас в голове? Мысли, бардак, гавно, что бурлит непрерыно по словам саядо Ана. Омрачения, отрава ядами сансары - вот наш Ум. Поистине хуже мух.
И ебутся наши мысли у нас хладнокровно и сознательно. Полностью став нашими командирами, начальниками.
Tags: s.n.u.f.f., гламур и дискурс, литература, сансара
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Объявляется марафон #ПелевинНавсегда

    По примеру Эксмо, мы в Бездне тоже проведем марафон, посвященный выходу нового романа Виктора Олеговича. Срок нашего марафона - с 5.08 по 25.08 -…

  • БЕССМЕРТИЕ 2

    astidora 4 августа 2021, 17:46:46 ВЫБРАТЬСВЕРНУТЬ Отслеживать извини, но ты реально заебал меня [...] открывай свои темы и там излагай ... Я…

  • Вторая жизнь Уве

    Полюбить кого-то - это все равно как поселиться в новом доме, - говорила Соня. - Сперва тебе нравится, все-то в нем новое, и каждое утро себе…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 34 comments

Recent Posts from This Community

  • Объявляется марафон #ПелевинНавсегда

    По примеру Эксмо, мы в Бездне тоже проведем марафон, посвященный выходу нового романа Виктора Олеговича. Срок нашего марафона - с 5.08 по 25.08 -…

  • БЕССМЕРТИЕ 2

    astidora 4 августа 2021, 17:46:46 ВЫБРАТЬСВЕРНУТЬ Отслеживать извини, но ты реально заебал меня [...] открывай свои темы и там излагай ... Я…

  • Вторая жизнь Уве

    Полюбить кого-то - это все равно как поселиться в новом доме, - говорила Соня. - Сперва тебе нравится, все-то в нем новое, и каждое утро себе…