Aстра (astidora) wrote in orden_bezdna,
Aстра
astidora
orden_bezdna

Category:

БГ. Знак Огня

Борис Гребенщиков расказал би-би-си о новом альбоме "Знак Огня".

Вместе со "Временем N" и предшествовавшей ему "Солью", "Знак Огня" складывается в своеобразную трилогию.

Борис Гребенщиков:

БГ - это маска "Аквариума"

Альбом называется "Знак Огня" и - как и предыдущие два - выходит под именем БГ. Но не позволяйте ввести себя в заблуждение. Вся моя жизнь в музыке происходит по благословению области света по имени "Аквариум"; БГ в данном случае - псевдоним "Аквариума", маска.

Но псевдоним этот взят неслучайно.

Кто же такой - этот БГ?

"Русский Альбом", "Чубчик", "Лилит", песни Окуджавы и Вертинского и вот теперь еще эти три альбома. Удивительно, что же это за тип с трагедией в сердце?

Если рассматривать свою жизнь внимательно, то можно заметить, что в сердце у меня есть такая особая призма; посмотришь через нее, и вдруг видишь - какая трагедия все вокруг. И вот эта призма трагедии, когда получается увидеть ее отдельно от самого себя - создает целое мироощущение, дает удивительную силу и делает тебя важным; еще бы - выходит человек и говорит: "Да перестаньте притворяться, перестаньте лгать себе и другим, ведь в основе всего лежит потеря, расставание и смерть!". И все притихают и думают: "Он не побоялся сказать то, что мы все думаем". Как мне однажды крикнули на концерте: "Боря, спой что-нибудь наше, печальное!".

А ведь все прямо наоборот. В основе всего лежит не потеря, а дар - каждому из нас дали невероятную возможность родиться и жить в этом мире, тайн и красоты которого постичь умом невозможно даже за сотни жизней. В основе лежит не расставание, а встреча; в основе не смерть, а жизнь. Подмена счастья на трагедию происходит, когда мы входим в "право собственности", когда начинаем считать, что владеем. Происходит это всегда от неуверенности, я хочу точно знать, что "это мое". Постой! Да нет у нас ничего своего, все нам дано от бесконечной щедрости мира, дано на время, но нет, неуверенность рождает желание владеть, желание рождает жадность, а жадность обращает чудо бытия в трагедию.

И для меня великая роль этого пресловутого БГ - возможность вынуть из себя и внимательно рассмотреть со всех сторон этот кристалл трагедии. Рассмотреть и увидеть его нелепость и осознать, что смотреть через него или смотреть без него - выбор за нами.

И при этом в трагедии нет ничего плохого - она может совершать важнейшее дело очищения души (очищения кармы, как сказали бы некоторые) - до тех пор, пока она не становится единственным методом видеть мир. Когда мыло попадает в глаза, бывает очень больно - но предназначено оно не для этого.

А по-настоящему мы владеем только тем, что отдаем.

Почему же все-таки так долго?

Записывать альбом несколько лет - дело страшно утомительное.

Компьютер у меня сейчас заполнен многими десятками вариантов записи одной и той же песни, и что именно ищется - сказать не всегда возможно.

Но когда есть - то уж есть. Отслушивая бесконечные версии, я поймал себя на том, что ищу - и иногда нахожу - то необъяснимое ощущение, которое часто случалось у меня при записях, начиная прямо с 80-х.

У меня изначально было и есть до сих пор ощущение духа "Аквариума", которое невозможно описать словами, но и перепутать ни с чем невозможно. Оно было и тогда, когда мы в 70-е годы с Дюшей и Фаном [Андрей "Дюша" Романов и Михаил "Фан" Файнштейн - музыканты "Аквариума" 1970-1980-х годов - Би-би-си] собирались в очередном красном уголке, подвале или доме культуры и играли бесконечные джемы, но играть хотелось не виртуозно и профессионально - играть хотелось непривычно, чтобы странность сочетания звуков раскрывала двери в другие миры.

И все, что когда-либо мы делали, было про это. Музыка как портал.

Почему же все-таки этот альбом БГ, а не "Аквариум"?

Если "Аквариум" всегда был поиском и нахождением неожиданного чуда, то его ипостась, именуемая БГ, - это простая и прямая передача от сердца к сердцу, исповедь, покаяние, признание, вырвавшееся вопреки всякому здравому смыслу.

Мне потребовались десятки лет и сотни песен, чтобы наконец понять, что одно невозможно без другого.


В альбом вошла веселая, кажущаяся всего лишь беззаботной абсурдистской игрой "Масала Доса". Но и в ней обнаруживается глубокий подтекст. Фраза "На честь и совесть больше нету нынче спроса" раскрывается в многократно, как мантра, повторяющемся заключительном заклинании "кали-юга", обозначающем на самом деле четвертую из четырех эпох в индуистском временном цикле, время падения нравственности, уменьшения добра, время раздора.

Есть всегда свойственная БГ, обращенная к высшему и чистому, как бы мы его ни называли, просветленность ("Мой Ясный Свет").

Есть упрямство вечного нестареющего бунтаря в "Изумрудной" ("Я не хочу быть камнем в вашей стене/Я не хочу быть трупом в вашей войне/Я не хочу стоять в одном строю/Идите к Богу в рай (вариант - идите на …), а я еще спою").

Есть и стойкий, не сдающийся ни перед никакими напастями и ни перед никакими сложностями и неопределенностями смутных времен оптимизм изначально предполагавшейся в качестве финала "Поутру В Поле".

Характерно, что финалом стала записанная буквально в последние перед выходом альбома дни "Ода" - инструментальная кода, торжественный, умиротворенный музыкальный строй которой венчает все здание.

Но самыми важными, принципиально ключевыми для понимания альбома, как отражения трудного времени и сложного мира в ломком сознании художника, представляются песни с мучительным, почти буквально кровоточащим от отчаяния поиском выхода.

Это практически давшая название альбому "Знак": "И можно молиться, как птица/Но воздух непрозрачен и сер/У этой песни не бьется больше сердце/Она стала притоном химер".

Это "Вечное возвращение": "Нам дали голос как дождь/Сердце как фарфор/Одно мгновение шел ток Белтайна/Но все пусто с тех пор/И только память о том/Чего не было и нет/Как ни пытайся, но мне не вспомнить/Как выглядел свет".

Это, несмотря на нарочито веселящее название, на самом деле трагичная миниатюра "Хиханьки Да Хаханьки".

И, наконец, самая главная, песня альбома "Не Судьба": "Мир говорит: как ты можешь быть так спокоен/Надвигается шторм, который разорвет саму суть бытия/А я говорю: мир, ты не понял/Да, надвигается, шторм/Шторм - это я".

Tags: БГ
Subscribe

  • Цветы зла

    Сегодня день рождения Шарля Бодлера! 🎂 Шарль Бодлер – известный французский поэт, основоположник декаданса и символизма. Он оказал большое влияние на…

  • Ладони

  • О. Мандельштам

    Открыт сайт, посвященный творчеству поэта https://lostword.dhhub.ru/ru/ 1 Я скажу это начерно, шопотом, 2 Потому что еще не пора: 3 Достигается…

  • Символы в творчестве В. Пелевина (продолжение)

    Символ - Желтая стрела - одноименная повесть В. Пелевина Почему желтая и почему стрела? Ответы есть в повести, но их надо осмыслить. Желтая - по…

  • Символы в творчестве В. Пелевина

    Предлагаю вам самим привести примеры символов, которые вы встретили у ПВО и как их для себя расшифровали. Я для начала приведу пример с романом "Ч и…

  • День на редкость — тепло и не тает

    День на редкость — тепло и не тает, Видно, есть у природы ресурс, Ну........ и, как это часто бывает, Я ложусь на лирический курс. Сердце бьётся,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments