iokominori wrote in orden_bezdna

Categories:

Пророчество

"Машина останавливается"  Э.М.Форстера не просто провидческое; это потрясающе-дух-захватывающе точное литературное описание нашей жизни на карантине в 2020 году.

  • Если бы эта повесть была написана сегодня, то это было бы примечательно, но то, что она написана более ста лет назад, ошеломляет.

Действие небольшой новеллы происходит в некоем футуристическом - для Форстера, но не для нас с вами - обществе. Люди живут поодиночке в стереотипных домах (глобализация), где они предпочитают изолироваться (его слово!); они посылают сообщения друг другу по пневматической почте (прототип электронной или WhatsApp) и общаются в сети через видео-интерфейс, удивительным образом напоминающий Zoom или Skype.

"Неудобоваримая система общественных собраний давно была оставлена в прошлом", как пишет автор, равно как и "устаревшая привычка" прикасаться к незнакомым людям - все это теперь запрещено в этом новом мире, где люди живут в подземных ячейках с компьютером типа Алексы, исполняющим все их прихоти.

"Прогресс Машины"

Если вам уже "захорошело" от того, насколько все похоже, то лучше вам не станет, когда вы узнаете, что члены этого обособленного общества знакомы с тысячами людей посредством социальных сетей, которые контролируются алгоритмом, поощряющим пользователей получать и передавать дальше некие заимствованные идеи.

Правообладатель иллюстрации SHUTTERSTOCKImage caption

Эдвард Морган Форстер начал писать романы, еще учась в Кингз-Колледже Кембриджского университета

"По некоторым направлениям человеческое общение неслыханно продвинулось", - скупо сообщает нам автор-провидец и позже добавляет: "Однако человечество в своем стремлении к комфорту переоценило свои возможности. Оно перерасходовало природные ресурсы. Шаг за шагом, с присущим ему самодовольством, оно сползало в загнивание, и прогресс стал означать прогресс Машины".

Я не забыл, что вы читаете это сейчас в интернете на изготовленном человеком приспособлении, которым, как мы все еще думаем, мы управляем. Но, согласно повести Форстера (с которым, кажется, соглашаются некоторые сегодняшние специалисты по искусственному интеллекту), недолго тому быть.

Мы ступили на пугающую территорию Франкенштейна - еще одного литературного предзнаменования, которое мы вряд ли должны игнорировать.

Впрочем, в повести Форстера "Машина останавливается" не найдешь таких же ужасных последствий научного прогресса - об этом можно судить из самого названия произведения. Но это делает ее еще больше похожей на правду. Два главных героя повести, Вашти и ее сын Куно - нормальные люди, как мы с вами. Она живет в Южном полушарии, он - в Северном.

Куно хочет, чтобы его мать приехала к нему, но она не горит желанием.

"Я же могу тебя видеть! - воскликнула она. - Чего же тебе не хватает?"

"Я хочу увидеть тебя не через Машину, - сказал Куно. - Я хочу поговорить с тобой не через эту постылую Машину".

"Ой, тихо! - сказала мать, слегка испугавшись. - Ты не должен говорить ничего плохого про Машину".

Миф о пещере

Она предпочитает социальное дистанцирование и читает лекции в онлайне по "Музыке Австралийского периода" скрытой от глаз аудитории, которая поглощает абстрактную историческую информацию, не имеющую совершенно никакой связи с их реальной жизнью под землей, если не считать того, что это на время отвлекает внимание от их опустошенной жизни (что, вероятно, можно сравнить с интернет-лекциями во время локдауна).

Image captionИвонн Митчелл в роли Вашти в британской телеэкранизации "Машина останавливается" 1966 года
Image caption Ивонн Митчелл в роли Вашти в британской телеэкранизации "Машина останавливается" 1966 года


Я больше не буду пересказывать сюжет - это очень короткая новелла, которую можно прочесть меньше, чем за час, - скажу только, что это некое технократическое подобие платоновского Мифа о пещере [из диалогов Платона "Государство", книга VII].

Машина (а для нас - интернет) - это безвоздушная, не пропускающая солнечные лучи, одиночная пещера, в которой мы существуем, а информация, которую она предоставляет, - это лишь тени на стене.

Э.М.Форстер опубликовал эту повесть в период между выходами в свет романов "Комната с видом" (A Room with a View, 1908) и "Говардс Энд" (Howard's End, 1910), в которых он рассматривает схожие философские проблемы, касающиеся столкновения внутреннего и внешнего миров, правды и притворства.

https://www.bbc.com/russian/features-52861889

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded